Выделенное 

Ее призвание – Учитель

Ее призвание – Учитель

«Однажды в Финляндии я сидел на берегу Ладожского озера с крестьянским мальчиком. Человек среднего возраста прошел мимо нас, и мой маленький компаньон встал и с великой почтительностью снял свою шапку. Я спросил его после: «Кто был этот мужчина?» И с особой серьезностью мальчик ответил: «Это учитель». Я снова спросил: «Он твой учитель?» – «Нет, – ответил мальчик, – он учитель из соседней школы». – «Ты знаешь его лично?» – настаивал я. «Нет», – ответил он с удивлением... «Тогда почему ты приветствовал его так почтительно?» Еще более серьезно мой маленький компаньон ответил: «Потому, что он учитель».  

Из очерка Н. К. Рериха «Гуру – Учитель».

 

Моя беседа сегодня с учителем Суоярвской средней школы, оставившим добрый след в душах многих суоярвцев и продолжающим вести детей по светлому пути знаний. Ее тоже часто приветствуют люди, лично ей не знакомые. Речь идет о С. И. Лавриненко. В 2013 году она удостоена высоко звания «Заслуженный учитель Республики Карелия».

– Светлана Ивановна, для начала расскажите, откуда Вы родом, кем были Ваши родители?

– Родилась я в Суоярви в 1967 году. Мама моя, Айно Ивановна, – педагог. Преподавала сначала математику, потом вела начальные классы. Папа, Иван Борисович, – шофер. Всю жизнь проработал на предприятиях Суоярвского района. Родители, к сожалению, оба уже ушли из жизни, имели много наград: трудовые книжки переполнены записями о присуждении грамот, вынесении благодарностей. Мама награждена орденом Почета, ей присвоено звание «Заслуженный учитель России».

– Выходит, учителем Вы стали не случайно: был пример перед глазами?

– Да. С детства наблюдала за работой мамы. И еще существенную роль в выборе профессии сыграла моя первая учительница Альбина Сергеевна Вересова. Она работала в паре с мамой. Когда я пошла в школу, меня определили в ее «а» класс.

– Помните, в каком возрасте Вам пришла мысль пойти по маминым стопам?

– После окончания 8 класса я уже точно знала, что буду учителем. Обучаясь в 9 и 10 классах, занималась на подготовительных курсах Петрозаводского пединститута. Ездила в лагеря, устраиваемые для будущих студентов этим учебным заведением. То есть целенаправленно шла к своей цели.

– А почему выбрали начальные классы?

– Даже не знаю. Мне этот вопрос задавала и мой классный руководитель Людмила Николаевна Трофимова, она сейчас работает в школе психологом. Трудимся с ней в паре. Думаю, здесь тоже определяющую роль сыграли мама и первая учительница. Я видела, с каким терпением и любовью они занимаются с малышами, и мне это нравилось.

– Помните свой первый урок, который Вы провели в качестве дипломированного педагога?

– Это было 1 сентября 1988 года в Суоярвской средней школе. В первом классе, который доверила мне ушедшая в декретный отпуск нынешний наш завуч Ирина Станиславовна Семенова. Кстати, в этом году у меня учится Юля Галашина. А тогда в первом моем классе училась ее мама Наталья Владимировна Алимова. Класс был большой – 34 человека. Детки мне сразу понравились, работала с ними с удовольствием. Каких-то особых проблем не возникало. Через год Ирина Станиславовна вернулась, мне дали третий класс. После него уже вела полные свои параллели.

– Сколько за Вашими плечами, скажем так, «выпускных» классов?

– За двадцать шесть лет педагогического стажа полных выпусков пять.

– С учениками своими связь поддерживаете?

– Конечно, со многими встречаемся до сих пор. И не только с учениками, но и с родителями общаемся. Например, с семьями Волошиных, Шевцовых, Фиш. В первых выпусках я была очень молодой, а родители детей в возрасте, сейчас – наоборот. Интересуюсь их делами, они моими.

– Четверть века в школе. За это время несколько раз менялась программа начального образования детей.

– Нашей параллели всегда выпадало первой осваивать новое. Мы работали по традиционной образовательной программе, потом по программе развивающего обучения Зенкова, сейчас – по новому стандарту. Получается, практически каждый выпуск не повторял программу предыдущего.

– Возникают ли при нововведениях сложности в работе с детьми?

– Во многом это зависит от набора, который попадает тебе. Бывают детки сильные, бывают – послабее. Когда мы шли по системе развивающего обучения, дети проходили специальное тестирование. Они были более подготовленными. От работы по той системе получала большое удовлетворение. Мои ученики много умели, много знали. Были призерами различных олимпиад и игр. Набор не всегда получается ровным. Иногда попадают ребятки, которые не посещали детский сад, по системе развивающего обучения работать с ними очень трудно. В настоящее время – новый стандарт. Отношение к нему, можно сказать, двоякое. Хорошо, что мы учим детей учиться: самостоятельно ставить на уроках цели, задачи, развивать и решать их. Педагог является только направляющим звеном. А вот с внеурочной деятельностью есть сложности из-за того, что в школе двухсменка. У детей получается перегрузка. Если в той же Кайпинской школе они после занятий могут сходить домой отдохнуть и потом прийти на занятия кружков, то мы занимаемся сразу после учебного дня.

– Помимо занятий в стенах школы, в чем еще заключается внеурочная деятельность?

– Ходим с детьми в походы, в том числе и лыжные, катаемся на коньках на катке, с горки – на ватрушках.

– Введение новых образовательных программ как-то сказывается на объеме получаемых ребятами знаний?

– В целом основное содержание, несмотря на расширение или наоборот сужение отдельных тем, появление новых, остается. Как мы давали необходимые для начального уровня образования знания, так их и даем.

– С чего обычно начинаете учебный день, первый урок?

– Начинаем день с музыкальной зарядки, чтобы дети настроились на работу. Стараюсь оптимизировать их деятельность на каждом уроке за счет какого-то игрового момента, сделать что-то необычное, чтобы их заинтересовать. По новому стандарту, когда для изучения предлагается очередная тема, стараюсь поставить перед ними такую проблему, чтобы в течение сорока пяти минут они сумели ее разрешить. Цель урока – выявить справились они с этой задачей или нет.

– Светлана Ивановна, как менялись сами дети на протяжении Вашей работы в школе?

– Развивающиеся и внедряемые в жизнь информационные технологии, конечно, дают о себе знать. И это отражается на детях. Когда в класс (по новому стандарту) поступили  26 ноутбуков, я волновалась, как пойдет дело? Но ребятки быстро справляются с задачами, которые ставлю перед ними, им нравится компьютер.  Однако есть и минусы: дети стали меньше читать, меньше общаться друг с другом. Если раньше они участвовали в совместных играх, прогулках, то теперь в большинстве своем много свободного времени проводят за компьютером. Думаю, в связи с этим дети стали более жестокими, агрессивными. Раньше они были наивнее и добрее.

– На Ваш взгляд, нужно ли предварительно готовить ребенка к школе?

– Подготовка, конечно, должна быть, потому что очень отличаются дети, не посещавшие детский сад, от посещавших и по уровню развития, и по поведению. Детсадовские уже приучены к занятиям, знают, как себя вести на уроке, понимают, что нужно трудиться. Если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, родителям самим следует с ним заниматься. Самое трудное в первом классе – письмо. Поэтому очень важно развивать у ребенка мелкую моторику: лепить с ним, вырезать, рисовать. Если пальчики у ребенка не достаточно развиты, да еще по складу характера он медлительный, то ему трудно приходится. Он, наверное, и не с таким интересом идет в школу, как тот, у кого все получается. Умение читать? Не считаю это важным. Нередко не читающие дети перегоняют потом по технике чтения тех, кто умел читать, поступив в первый класс.

Сегодня серьезные проблемы у первоклассников с развитием речи. На это родителям необходимо обратить внимание. С каждым годом приходит в школу все больше так называемых «речевиков». То есть с детьми надо больше разговаривать, учить их пересказывать, к примеру, те же мультики. Читать детям больше книг, чтобы развивать их кругозор и речь.

– Ваш муж, собственные дети, чем занимаются?

– Мои дети уже взрослые. Дочь, Наталья, окончила техникум городского хозяйства в Петрозаводске, потом Московский университет инноваций и предпринимательства, работает юристом в Санкт-Петербурге. Сын, Антон, пошел по стопам папы, Юрия Анатольевича, педагога физического воспитания: с удовольствием учится в институте на факультете физвоспитания в Петрозаводске. Долгое время занимался лыжным спортом. Сейчас перешел на борьбу, занимает призовые места на республиканских турнирах. Муж в настоящее время работает тренером по лыжам в Детско-юношеской спортивной школе, семнадцать лет отработал в Суоярвской средней школе, девять лет – в воинской части.

– Профессия педагога предполагает не только часы работы в школе, но и подготовку к урокам дома, что занимает определенное время. Есть ли у Вас личные увлечения, как проводите досуг?

– Разумеется, есть. Хожу на лыжах. Очень любим с мужем зимнюю и летнюю рыбалку.

– Судя по отзывам о Вас, Вы не только учитель, который дает детям полноценные знания, но Вы любите детей и они отвечают Вам тем же.

– Если не любить своих учеников, так ничего хорошего и не получится. У меня это происходит само по себе, независимо от того пятерочник ребенок или троечник. Детей на категории не подразделяю. Если не любишь своих учеников, настоящим педагогом не станешь.

– Как Вы считаете, кроме любви к детям, какие еще качества должны быть присущи педагогу?

– Терпение. Внимание. Доброжелательность. Умение работать с родителями тоже важно. Мне проще было делать это раньше. Сейчас очень много претензий к школе, мол, вы должны, вы обязаны… Получается, папы и мамы больший спрос за ребенка учиняют с учителя, нежели с самих себя. Чтобы сегодня полноценно с желанием работать в школе, действительно, нужно иметь призвание.

– Какие качества отличали Вашу маму как учителя?

– Справедливость. Строгость. Принципиальность. Любовь к детям. Много времени она отдавала школе. Папа не всегда в этом плане понимал маму, укорял за то, что своим детям недостаточно времени уделяет. Интересный факт: в моем классе сейчас учится Илья Голованов, а папу его, Сергея Владимировича Голованова, учила моя мама.

– Говорят, у каждого учителя есть свой учитель. На Вашей профессиональной стезе были такие люди, о которых вы можете сказать, что Вы у них учились?

– Я благодарна коллективу своей родной школы, в свое время доброжелательно принявшему меня. Благодарна тем педагогам, с которыми начинала работать. А это настоящие асы своего дела: Нина Васильевна Титова, Зинаида Филипповна Бенескриптова, Зоя Андреевна Тученда. Они очень мне помогли найти себя в профессии. Зоя Андреевна, как завуч, постоянно бывала на моих уроках, что-то советовала, собственным опытом делилась. Может потому я и состоялась как педагог, что рядом были такие люди, которых смело можно назвать учителями по жизни.

Беседовала Светлана ПУШКИНА.

Столько было впечатлений
Будьте мудрыми
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
14.11.2018
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Колонка редактора

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь