Выделенное 

Профессия дальнего действия

Профессия дальнего действия

В 7 классе новый предмет химию, стала у нас  вести В.Л. Иванова. Она же была и классным руководителем до конца выпуска.

Химией сразу и бесповоротно «заболели» все: и физики, и лирики. Как ей удалось не просто приобщить, а влюбить в химию гуманитариев, очень далеких по складу мышления от наук естественного цикла, для меня секрет до сих пор. Кроме того, под ее руководством все мы с увлечением окунулись в «бучу, кипучую и могучую»,- занимались общественной работой, познавали основы самоуправления и важнейшие основы делового и личностного общения, что не раз потом помогало в жизни. Валентина Леонидовна была и остается по сей день для нас и многих выпускников очень дорогим человеком, любимой учительницей.

48 лет ее педагогическому стажу. Начинала когда-то в лесном поселке Поросозеро. После окончания Карельского пединститута туда направили сразу восемь его выпускниц. Дом для молодых специалистов являл собой жалкое зрелище: это была избушка без окон и дверей. Пришлось девчонкам засучить рукава и неумело, обдирая ногти, заделывать бреши. Затем навели первоначальный  уют:  занавесочки, накидочки, фотографии. Но на кроватях спать было проблематично: эти убогие, шаткие сооружения с продавленными панцирными сетками  при малейшем прикосновении издавали жалобный вздох.

Первый свой педагогический рассвет встречали на крыльце, закутавшись в одеяла.

-Девчонки, и чего вам не спится? – удивился вышедший из дома напротив мужчина.

-Да вот любуемся природой, поселком.

А поселка пока практически не было, его только начинали строить среди леса, вчера еще не проходимой тайги. Днем все трудоспособное население уезжало, и на улице порой  нельзя было встретить ни одного человека.

Познакомились и с местной баней. Долго не могли понять, как мыться, ведь кранов нет. Оказывается, для этих целей приспособлены две бочки с горячей и холодной водой, температурный режим наводится ковшиком.

Потом привезли дрова: длинные лесины, которые предстояло распилить и расколоть. Никто из девочек этого не умел, но на помощь пришли ученики и просто неравнодушные люди. В доме не было даже электричества, и по вечерам молодые учительницы зажигали керосинку, готовясь к урокам. Таким непростым было начало пути. А работать предстояло очень много: кроме дневной школы, еще и интернат, и ШРМ(школа рабочей молодежи).Здесь учились люди зрелого возраста и несколько очень пожилых, они требовали совсем иного подхода, чем дети.

Многие сегодня сказали бы, мол, да зачем вам все это, условий никаких, а работы – выше головы? Но вот они, молодые комсомолки, были такими, никто не сбежал, все учительствовали положенный срок, а Валентина Леонидовна-5 лет. За это время она успела отлично зарекомендовать себя в школе и районе, давала много открытых уроков, хорошо и со вкусом

оборудовала учебный кабинет.

Потом по грозному требованию министра образования КФССР   Барской ей предстояло работать в Вешкелице. Но как-то душа не прикипела к этому селу, где все поголовно разговаривали по-карельски и неясно было, согласны они с тобой или смеются за спиной. Бытовые условия оказались даже хуже, чем в Поросозеро Жилье топилось по-черному, стены покрыты копотью.

« Спас « приунывшую было девчонку декан их факультета, пообещав прислать на ее место студентов. Можно было со спокойной душой отправляться в Суоярви и начинать новый этап жизни поближе к родителям, вступившим уже в довольно солидный возраст.

Здесь она начала трудиться в Сувилахтинской восьмилетке. Поначалу почему-то все были уверены, что ее банально выгнали с прежнего места работы, поэтому дали всего пять часов учебной нагрузки. Но вмешался  профсоюзный комитет, и его председатель  И.Г. Исаков добился пересмотра нагрузки: Валентине Леонидовне предложили взять всю химию и пришкольный участок.

И наконец Суоярвская средняя Довелось стоять у ее истоков, посчастливилось работать под началом замечательного педагога и прекрасного человека, директора Татьяны Федоровны Сепсяковой. Удивительной тактичности была эта женщина. За свою жизнь она, наверное, не обидела ни одного педагога. Разборы уроков, подготовка к ответственным мероприятиям проводились только в доброжелательной атмосфере. Хотелось работать еще лучше, совершенствоваться и расти. Валентина Леонидовна- человек творческий и одаренный: от природы она наделена талантами художника, поэта, чертежника, спортсмена, певца, умеет хорошо стрелять, делать превосходные гербарии и чучела птиц. Все это она с успехом использовала в педагогической деятельности.

Затем школу возглавила О.Д.Молчанова, и начался расцвет Суоярвской средней. Об этом периоде Валентина Леонидовна вспоминает с восторгом. Образовался отряд «Дзержинец». Валя Мокейкова, Юра Роман, Люда Няргина, ребячьи комиссары, повели за собой остальных. Чтобы школе присвоили имя Ф.Э. Дзержинского, надо было много трудиться, комсомольцам помогали их старшие наставники- учителя. Затем создали многопрофильные отряды: КУС (комсомольско-учебный сектор), «Прометей» и другие. В школе не было безучастных, дети проводили в ее стенах почти целый день. Учителя делали все, чтобы жизнь у школьников стала насыщенной и интересной.

Преподаватели ездили за опытом в различные уголки России и сами щедро делились с коллегами своими разработками. Не раз они побывали на Всесоюзной выставке, учительских совещаниях, московских школах с интересным опытом учебно-воспитательной  работы. Все новое проверялось экспериментальным путем с учетом местных условий. Валентина Леонидовна всегда была центром, источником смелых идей и новаторских подходов в учебно-методической и воспитательной работе. Она вела школу передового опыта, где факел стал символом, а девизом слова:» Гореть, а не тлеть!» Несколько лет проработала завучем, что очень непросто в практически женском коллективе.

Ее ученики познавали химию в классах- лабораториях, использовали перфокарты, перед ними ставились задачи проблемного характера в сочетании с широким использованием межпредметных связей и высоконаучной направленностью уроков. Приехавшая однажды с проверкой московская комиссия приятно удивилась, оценив затем работу суоярвцев на» отлично».

Из тех лет очень запомнилось, когда Володя Петров, Света Денисова, Люда Няргина, ученики сильного математического класса, добровольно перешли в общеобразовательный, чтобы подтянуть остальных. Это уже, конечно, говорит о зрелости и гражданской позиции людей, которые по сути еще были детьми.

Много приходилось работать и с «трудными». Чего стоит хотя бы доставшийся ей небезызвестный 10В, где училось трое знаменитых белокурых красавцев- сорвиголов. Одного из них она долго искала по всему городу после инцидента с молодой учительницей, потом беседовала с ним, убеждала, учила искать выход из конфликтной ситуации. Вместе с Г.П.Трофимовым, директором школы, ежедневно проводили рейды в интернат, где жили дети из лесных поселков. Им, кроме контроля, часто требовалось внимание, простой, спокойный разговор, совет, помощь. Не раз приходилось искать беглецов из интерната, ведь они часто ошалевали от внезапно свалившейся на них свободы.

Много трогательных и  забавных эпизодов из школьной жизни хранит ее память. Был случай, уникальный и единственный в ее практике, когда ученик не хотел идти на экзамен по химии, убежденный, что он ничего не знает и  что ему с его куцыми знаниями нечего там делать. Конечно, троечные знания имелись, но ему было стыдно за них. И тут только методом убеждения всей комиссией еле добились, чтобы ученик признал: химию на «3» он знает. Вот так строго некоторые из детей относились к себе. И наша учительница тоже была очень строга и к себе, и к другим. Характер имела своеобразный, с ней приходилось нелегко подчас и коллегам, и детям. От всех, а от себя в первую очередь она требовала по максимуму. На ее уроках было слышно, как муха пролетает. Химию учили все и с удивлением открывали в длинных цепочках формул чарующую красоту и какую-то затаенную поэтичность, ритмически выверенную.

Валентина Леонидовна отдавалась любимой работе без остатка. У нее  никогда не было отпуска и каникул. Она ездила с ребятами на Всесоюзные съезды дзержинцев в Каунас и Харьков, в летние лагеря труда и отдыха в Ейск, на посадку леса в Хаутаваара, на сбор корнеплодов в совхозы района. За свой титанический и поистине беззаветный труд награждена званием «Заслуженный учитель КАССР» и орденом Знак Почета.

Сейчас она на пенсии. Живет в окружении любящих родственников, ее часто навещают бывшие ученики, телефон в квартире не молчит. Представить Валентину Леонидовну в халате, тапочках, без красивой прически немыслимо. По-прежнему она охотно дает советы, консультации поступающим, но строго на безвозмездной основе, репетиторство как способ зарабатывания  денег не приемлет. Берется и за трудные контрольные по химии, сложные по содержанию и огромные по объему.

Она часто встречается с людьми, в том числе бывшими коллегами и дзержинцами. В 2009 году побывала на 50-летии своего выпуска в пединституте.  Приглашают Валентину Леонидовну и выпускники на различные знаменательные даты. Много лет в паре с Н. И. Чечневой , женщиной неравнодушной, активной, возглавляли они клуб общения ветеранов педагогического труда, объединяя людей, не давая им почувствовать себя одинокими. Чтобы вечера встреч учителей прошли успешно, они немало поколесили по городу, обращаясь за спонсорской помощью к бывшим своим ученикам и никогда не получая отказа.

В Петрозаводском педуниверситете есть стенд «Заслуженные учителя Карелии». К портрету В.Л. Ивановой на нем перед экзаменами приходят студенты-суоярвцы и просят «помочь им». После таких горячих просьб не случалось ни одной плохой оценки.

Среди ее выпускников немало тех, кто связал свою судьбу с любимой ею наукой(«чистых химиков» среди них около 10 человек), добился больших высот. Мой одноклассник, к примеру, Виталий Булавцев, с 7класса наравне со старшеклассниками участвовал в олимпиадах, дома имел собственную лабораторию. Закончил химико-технологический институт имени Менделеева, сейчас доктор наук, преподает в двух московских вузах.

Нынешним положением в современном образовании она недовольна. Раньше был один толковый учебник  Цветкова по химии, он позволял дать хорошую теоретическую базу знаний по химии. Сейчас существует 81 вид учебников, между ними рассогласованность, нет четкости и единообразия. Мало кто теперь, к сожалению, читает журналы «Наука и жизнь», «химия и жизнь, техника-молодежи. трудно понять. когда молодые люди успевают заниматься спортом и общаться со сверстниками, если почти все свободное время они проводят за компьютером или планшетом? когда прекратятся безумные эксперимен7ты в форме ЕГЭ? Почему  у людей в глазах вместо живого чувства щелкает калькулятор. а хамство и безнаказанность стали нормой и признаком сильного характера? На эти вопросы нет ответа.

Зато мы. многие бывшие ее ученики. знаем. что Учитель В.Л.Иванова выполнила свое жизненное предназначение честно, служа госпоже Химии и воспитывая Личность в каждом ребенке. Сердце отдано детям - в этом убеждаешься, глядя на многочисленные фотографии. коллажи-свидетельства радостных встреч с ее по-прежнему мальчиками и девочками, Вовочками. Людочками, Танечками. Коленьками. Удивительно, но она помнит по именам и фамилиям всех, кого выпускала, а девочек еще и по вторым, а кое-

 

кого и по третьим «замужним» фамилиям.

А в наших сердцах и душах навсегда остался живой след и отклик, благодаря Учителю, Другу, Мастеру, Психологу, второй Маме В.Л. Ивановой.

Мы все в ее надежнейших руках:

Ученый, врач, политик и строитель,

Живи всегда в своих учениках

И счастлив будь, наш капитан – учитель!      

Елена МЕЛЬНИК.                                                                               

Опасный омут
Бабушка рядышком с дедушкой…
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
14.11.2018
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Колонка редактора

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь