186870, г. Суоярви, ул. Шельшакова 6 +7 (81457) 5-15-49 suovestnik@mail.ru ПН-ПТ: 08:00 - 16:45

Первый год в СССР. Согласно протоколам

Этапы становления  станции

Как жила станция Суоярви в первый год образования района?

Свидетелей и участников тех событий давно нет: минувшие 74 года – это уже несколько сменивших друг друга поколений железнодорожников. Но хранятся в архиве протоколы общих собраний партийной организации станции. Организация небольшая – всего десяток человек, но стоявшие на собраниях вопросы довольно верно отражали реальную жизнь железнодорожного узла образца 1940-1941 годов.

 

Военные железнодорожники  достроили ветку на Петрозаводск в марте 1940-го. Понятно, что построенное зимой с наступлением весны стало оседать и размываться. Другая ветка – Суоярви-Найстенъярви – оказалась разобранной: рельсы с нее пошли на строительство упомянутой уже дороги на Петрозаводск.  Вокзал и большая часть жилых домов сожжены при отступлении финнов 2 декабря 1939 года. Правда, осталось депо, здание довольно большое с водонапорной башней. Судя по фото, там могли разместиться одновременно 5 паровозов. Но станционные пути требовали удлинения на 300 метров, шпалы у финнов не были пропитаны креозотом и ускоренно гнили. Одним словом, перед железнодорожниками узла задачи стояли сложные. Сил и средств не хватало, и похоже, их никто не собирался давать всерьез…

Западная магистраль, дублировавшая дорогу Петрозаводск-Ленинград, не особенно была нужна НКПС (Народный комиссариат путей сообщения) и только добавляла головной  боли. Но, говоря словами Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Ну раз уж взяли – не отдавать же обратно!».

Однако и помощи реальной не было. Не раз в протоколах собраний приходилось читать, что представители различных служб и политуправления  дороги проезжают Суоярви без остановки, а если и бывают на станции, то реальной помощи не оказывают.

Отмечалось, что паровозы приезжают технически неисправные, они простаивают ввиду того, что в депо нет условий для ремонта.

«Тов. Павленко: «Промежуточные станции своевременно не имеют газет и даже не знают, что за указ такой – о переходе на 8-часовой рабочий день.»

И еще. «… Станция Суоярви является наиболее отстающей на плече Петрозаводск-Сортавала по продвижению поездов, погрузке и выгрузке вагонов. Из 200 рабочих соцсоревнованием охвачено 15%. Опыт лучших не становится достоянием всего коллектива. Культурно-бытовое обслуживание на крайне низком уровне. Отсутствует столовая, магазин работает плохо. Газет и журналов для рабочих не получаем…»

В протоколе мартовского собрания (цитирую по оригиналам протоколов) в прениях зам. начальника ПЧ-4 тов. Кузьмин замечает: « С 1 августа 1940 г. – 39 прогулов и 19 случаев побега. 2-и и 3-й околоток аварийные, рабочие живут в скверных условиях, питание отвратительное, дистанция заняла последнее место. Нужно вывести дистанцию в первые ряды к 1 мая, развернуть соцсоревнование».

Тов. Харитонов (мастер ПЧ-4 - ?): «Настинярвинская ветка играет большую роль в выполнении государственного плана, но управление дороги не идет навстречу, не дает рельс, накладок не высылает… И мы вынуждены ставить красный сигнал».

ТОв. Погодин П. А., начальник оперпункта НКВД: «2-й и 3-й околоток в аварийном состоянии, по вине путейцев произошло крушение. Выведено из строя 2 паровоза и 6 вагонов, и 7 вагонов повреждено…»

В мае 1941 на собрании обсуждали вопрос развития подсобного хозяйства и огородничества. Зав. Столовой тов. Сидоров: «Семенной картофель поступил, но обработка земли 1, 75 га коллективом столовой немыслима, так же, как и уборка. По плану столовая должна держать 25 свиней. Базы для их кормления нет, средств на обработку земли не отпустили. Кроме того, райисполком взял лошадь, обслуживающую столовую, для колхозной работы». Тов. Оболенцев Н. Т. (секретарь парторганизации): «Вопрос об индивидуальном огородничестве не случайно поставлен. Надеяться на централизованную засылку нельзя. Работа месткомом по подготовке к севу не проведена. Нет учета земли, никто не знает, где он может разрабатывать огород.

В отношении торговли хлебом в выходной день. Нужно торговать хотя бы в столовой, если магазин отдыхает и нет подсобного ларька.

Столовая работает неудовлетворительно, ассортимент блюд слишком мал, приготовление также не удовлетворяет требованиям. Столовая работу не перестроила: грязь, бескультурье, грубость имеют место. С этим нужно кончать».

В июне 1041-го вновь обсуждается производство. Хотя план выполняется, проблемы остаются те же. Тов. Незнамов И. И. (нач. депо): «В депо разгильдяи, как Киселева, Покойный и другие. Есть и лучшие, стахановцы-кривоносовцы тов. Злоказов, Вакулюк, Варламов и другие, которые водят поезда при норме 450 тонн – 1200 тонн».

Тов. Харитонов (мастер 10 околотка ПЧ-4): «Приняли ветку Суоярви-Найстенярви с большими недоделками, разнотипные рельсы, отсутствуют переходы, накладки, масса гнилых шпал. А поезда водят тяжеловесные, вместо 450 тонн -1200. Долго ли будет продолжаться это безобразие?!»

Тов. Кузьмин Я. А. (зам. начальника ПЧ-4): «Сортавала, Маткаселька, город Суоярви эвакуированы, а наши семьи? Говорят, это провокация, паника. Имеются случаи большой паники и даже нежелательных слов в данное время. Путевой рабочий 8-го околотка Козлов заявил, что во Франции работают 10 часов, а нас заставляют работать 11 часов.

Как участник Гражданской войны, записываюсь добровольно в тыловое ополчение и призываю всех коммунистов последовать моему примеру».

Дернов: «Я записываюсь в трудовое ополчение и призываю отработать воскресенье в подарок Рабочее-крестьянской Красной Армии».

Постановление собрания: «Всем коммунистам вступить в тыловое опочение. Повести решительную борьбу с паникерами и трусами, распространяющими панические слухи, передавая суду военного трибунала. Перестроить работу по недопущению случаев брака. Баланцевц и Бышлаге изготовить щели укрытия около домов и служебных помещений, а также светомаскировку».

Впрочем, светомаскировка не понадобилась. Через месяц Суоярви опустело. Большую часть работников Суоярвской и Петрозаводской дистанций пути передислоцировали на Обозерскую ветку, которая всю войну поддерживала сообщение с Мурманском, после того, как финны «перерезали» Кировскую железную дорогу. А после войны на станцию Суоярви восстанавливать движение пришли уже другие люди…

На снимке: депо станции Суоярви 1941 года (компьютерная реконструкция).

Сергей Орлов

Начали со здравоохранения
Дорогами войны и мира
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
03.03.2021
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://gazeta-sv.ru/