Когда-то наша страна считалась самой читающей в мире. Сейчас все изменилось кардинальным образом, и не в лучшую сторону.
По данным опроса фонда «Общественное мнение», 50% россиян за последний год не прочитали ни одного художественного произведения, 37% - не читают вообще ничего, 34% - не имеют дома книг, 58% опрошенных не смогли назвать произведений, которые произвели на них сильные впечатления. Книга из разряда единственного источника информации перешла в категорию 1 из 1000.
Исчезает трепетное, почтительное уважение к книгам и писателям. Достаточно часто в дневниках школьников и в библиотечных требованиях современных читателей можно увидеть курьезные записи: Э. Хемингуей «Покойник звонит в колокол» вместо «По ком звонит колокол», Ф. Достоевский «Преступление на Казани» («Преступление и наказание»), Д. Фонвизин «Водоросль» («Недоросль»), А. Островский «Беспредельщина» («Бесприданница»), Д. Сэлинджер «Над пропастью не ржи» («Над пропастью во ржи»), «Переписка Иваного Грозного с Крупской» (… с Курбским), Д. К. Мирон «Пока чего» («Декамерон» Боккаччо).
Особую тревогу вызывают проблемы детского чтения. По данным международного исследования о качестве чтения школьников, наши дети в возрасте 15 лет из 32 стран мира заняли лишь 29 место. Уходит в прошлое традиция семейного чтения и обсуждения прочитанного. Если в 70-е годы 80% семей читали вместе с детьми, то сейчас лишь 7%.
Способность к пересказу художественного текста за последние 15 лет у мальчиков упала в 5 раз, у девочек в 4 раза. Лишь 5% учащихся сдают литературу по выбору, а на итоговом сочинении 3 декабря 2014 года только 10% выпускников Карелии отважились писать о поэте-классике М. Лермонтове.
Как относятся к книге в нашем городе? В районной библиотеке есть ролик «Что читают в Суоярви». Прокомментировать увиденное я попросила Е. Н. Кордюкову, заведующую отделом обслуживания.
- Возрастной диапазон наших читателей широк: от ребятишек из детского сада до людей пенсионного возраста. Очень активны учащиеся 1-4 классов. Они любят журналы «Маша и медведь», «Смешарики», «Классный», книги Э. Успенского, Г. Остера. Ребята постарше предпочитают С. Хантера «Коты-воители», «Большую книгу ужасов», Е. Габову «Романы для девочек». К сожалению, «Гарри Поттер» пользуется большей популярностью нежели произведения А. Дюма, Ж. Верна, В. Осеевой, В. Катаева. Читательская активность к старшим классам падает: читают, в основном, не по велению сердца, а по школьной программе. Хотя и здесь есть сиключения. Рита Кракулева и Люда Богданова признаны лучшими читателями 2014 года среди страшеклассников.
Среди людей пенсионного возраста тоже имеются свои «активисты». Так, А. С. Мухина посещает библиотеку с 1947 года. Зрелые люди любят перечитывать классику, большой интерес проявляют к литературе о войне, об искусстве. Популярностью пользуется нашумевший роман Захара Прилепина «Обитель». Очередь на него порядка двадцати человек. Тем, у кого слабое зрение, мы можем предложить аудиокниги.
Меня очень тронул тот факт, что против закрытия библиотеки в Суоярви выступили всем миром. Значит, нужна книга, нельзя без нее обойтись.
О проблемах детского чтения мы беседуем с О. В. Федьковой, заслуженным учителем Карелии, 44 года преподающей в школе русский язык и литературу.
- В чем причины, на Ваш взгляд, резкого падения интереса к книге у детей?
- Интерес к книге во все времена прививался, воспитывался. Мне в школьные годы посчастливилось учиться у Нонны Алексеевны Подольской. Каждое произведение, изучаемое нами, анализировалось и становилось самым значительным. В книжный магазин стремились, приобретали книги. Сегодня, открывая тот или иной том классиков, говорю, что вот эти шесть томов А. С. Пушкина, шесть томов И. С. Тургенева я приобрела на студенческую стипендию, получали мы 35 рублей в месяц. А вот «Путешествие голубой стрелы» Д. Родари, «Хижину дяди Тома» Г. Стоу мне подарили за отличную учебу – была такая замечательная традиция в школе.
Ученики одного из самых первых моих выпусков на уборке снега заработали себе на поездку в Краснодон, на родину молодогвардейцев. А когда стали с ними изучать «Молодую гвардию» А. Фадеева, то агитировать не надо было об обязательном прочтении – каждый эпизод сравнивался с тем, что увидели, о чем поведали документы в музеях Краснодона, Ровеньков, Ворошиловграда. С другими старшеклассниками пересмотрели все спектакли по произведениям А. Островского в театре «Творческая мастерская» в Петрозаводске. Сами ученики вместе со мной готовили театрализованные представления по А. Фадееву, У. Шекспиру, А. Грибоедову. Бесспорно, это большой и кропотливый труд детей, родителей, учителя.
В годы своей депутатской деятельности я выступала на сессии, призывая не закрывать книжный магазин на улице Кайманова, 1. Закрыли… Вот вам первая причина: книги не стали центром жизни.
Вторая – из учебной программы исчезли многие произведения А. Гайдара, Б. Полевого, В. Катаева.
Третья – произведения стали отрывками давать в двух частях учебника – для не очень трудолюбивых – это соблазн пробежаться по верхушкам текста.
Четвертая – сама система образования дала сбой: проучившись 4 года, дети начальной школы (12-14 человек) не умеют читать бегло, осознанно, а в 5 классе только три часа отводится на уроки литературы, а тексты большие. Надо сначала научить читать в начальной школе, а потом уже про интеерс к прочитанному говорить.
Только в союзе – учитель, родители, ученики – можно добиться результатов. С последним своим выпуском 2014 года проводили не просто собрания, а дискуссии «Любимая книга моего детства», «Проще простого прочитать так».
- Как Вы думаете, вновь введенное в прошлом году сочинение будет способствовать повышению читательской активности?
- Хорошо, что поняли, что допустили ошибку, теперь возвращаемся к прочтению-изучению-сочинению по литературе, но для этого уже потребуются годы работы над ошибками: разрушать всегда легче,труднее созидать, строить, тем более возвращать души к книге.
- Какие рекомендации Вы могли бы дать для улучшения ситуации в области детского чтения?
- С детства надо ограничивать общение только с играми «стрелялками» на планшетах. В доме должна быть «золотая полка» с любимыми книгами. Душа обязана трудиться с детства и всю жизнь: страдать, радоваться, переживать, любить, отдавать, удивляться, восхищаться – источник этого, кладезь мудрости – книга.
В заключение напомню высказывания великий мыслителей прошлого, которых тоже волновало отношение человека к книге и образованию.
«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души» (Цицерон),
«Человек, перестающий читать, перестает мыслить» (Дидро).
«Книга принадлежит к тем изобретениям, которые, как и колесо, никогда не уйдут из человеческой цивилизации» (С. Цвейг).
«Крест российского просвещения: все мы должны нести – и не донести. Воистину, крест тяжелый… Русское просвещение на кресте. Дайте же помощи нести крест» (Иван Шмелев).
Елена МЕЛЬНИК.