Профессия учитель во все времена была и остается необходимой современному обществу. Умение передать свой опыт молодым людям, только вступившим в самостоятельную жизнь, – это талант. Вот уже много лет учит детей понимать и знать историю, исторические процессы, которые происходят и происходили в нашей стране ив мире -учитель истории Суоярвской средней школыЦвирко Светлана Михайловна. На ее уроки всегда учащиеся идут с радостью, они познавательны, интересны.Своей работой учитель закладывает основы мировоззрения многим поколениям, являясь образцом мудрости и справедливости. Накануне юбилея мы попросили Светлану Михайловну ответить на наши вопросы.
- О чем Вы мечтали в детстве?
- Дожить до коммунизма. Когда каждому по потребностям. Мечтала стать археологом и, какГенрих Шлиман, свою Трою, получить большую премию и накупить подарков папе, сестрам и самой лучшей - любимой мамочке.
- Какой у Вас был любимый предмет в школе?
- Литература (учителя: Вайник Г.В. и Подольская Н.А.) и история (учителя: Пономарева Г.И. и Самутова Н.), которые преподавали увлеченные своим предметом эти интеллигентные, высокопрофессиональные педагоги. Их уроки были уроками для души и интеллекта. Когда сама стала учителем стремилась походить на них.
- Когда вы решили стать учителем?
- Вовремя учебы в ПетрГУ я занималась (и успешно) в научном обществе, принимала участие во Всесоюзных научных конференциях, мечтала о Науке (участвовала в раскопках, нашла немало ценных артефактов). Была рекомендована для поступления в аспирантуру. Но по существующему тогда закону, получившую профессию ''историк'' надо было отработать 3 года в школе. И по распределению я уехала в п. Верхний Олонец. Именно там, видя перед собой глаза детей, горящие любопытством и их неподдельный интерес к тому, что я им рассказываю на уроках мне захотелось быть учителем, чтобы знать и открывать Историю не только для себя, но и для них.
- Чем Вас привлекает профессия учителя?
- Постоянным поиском нового - нового материала, новых методик, необходимостью быть в курсе не только политики исторических событий и процессов, но и молодежной моды, музыки,спорта "Быть в теме" как теперь говорят. Возможность общения с теми, кто лишь вступает во взрослую жизньи ты понимаешь, что своими уроками ты можешь помочь им чувствовать себя в этой жизни увереннее.
- А почемувыбрали именно историю и обществознания?
- По-моему убеждению именно блок этих дисциплин помогает человеку отстаивать свои права, не чувствовать сторонним наблюдателем жизни, любить Родину со всеми ее достижениями и просчётами, разбираться в экономических и социальных процессах.
- Есть ли у Вас какие-нибудь секреты профессионального мастерства?
- Секрет? Навряд-ли. Есть убежденность в том, что детей надо уважать, а работу - любить. Всегда считаю, что мне достались (в каждые из 43 лет) самые умные и хорошие ребята. Умные и талантливые, только они не всегда это понимают. И моя задача - помочь этим талантам раскрыться, ум отточить, развить логику.
- Какой бы Вы хотели видеть школу завтрашнего дня?
- Внешне - просторной, светлой, с бассейном, актовым залом, зимним садом, оснащенной всей современной компьютерной техникой.
Внутренне. Отсутствие бумажной отчетности, отнимающей время у учителя. Свободный выбор изучаемых предметов в старших классов (не надо путать с профилем). Возможность детей заниматься наукой в содружестве с вузами, что позволит найти таланты и раскрыть их. Это должна быть школа добра, радости, сотрудничества.
- О чем вы думали, идя на первый урок?
- Понравлюсь ли я ребятам. Сумею ли передать свою любовь к истории. А вдруг они будут шуметь- что делать замечание строгим голосом или просто замолчать? К счастью, все страхи все страхи оказались напрасными. И замечание делать не приходилось, и когда уезжала из поселка – провожали все дети и родители. Жалела о расставании.
- Какой случай из школьной жизни Вам запомнился на всю жизнь?
- Так сразу и не вспомнишь. Памятных было много. И трудовой лагерь в Тунхунвара (одна на 30 человек и днем и ночью). Поездка в Ленинград, когда во время экскурсии в Петропавловку оттуда сбежали две моих девчонки, поход в котором заблудились, но счастливо нашлись. И тот огромный букет моих любимых ромашек, подаренных мне от души моим первым выпуском в день Последнего звонка.
- О чем вы думаете, идя в школу?
- Выходя из дома, всегда благодарю Судьбу за то, что вот он новый день, и я знакомой дорогой снова иду на работу к своим ученикам, к шуму, гаму, их пытливым глазам, серьёзными и каверзным и вопросам. Ну, а затем мысли переключаютсяна прозу - что надо сделать, с кем встретиться, перед кем отчитаться. Одним словом - заботы о работе.
- Чем Вы занимаетесь в свободное время?
- Весной, летом и осенью - дача. Отрада души и глаз моих. Зимой - книги, хорошие фильмы. Общение свнуком Ильей, встречи с друзьями.
- Как в Вашей семье относятся к Вашей профессии?
- С пониманием, иногда ревнуют (считают, что для меня работа важнее семьи, все время в школе и в школе), но прощают. Потому что давно поняли, что для меня работа - это образ жизни. Они радуются моим успехам, гордятся мной и это очень приятно. Это стимул к новым успехам.
Мы поздравляем Светлану Михайловну с Юбилеем, желаем ей здоровья, творческих успехов, семейного счастья.
Профсоюзный комитет.