Предан своей профессии
Следующий профессиональный праздник – День работника леса будет для Александра Викторовича Федотова юбилейным, тридцатым.
-Но, шутит, - любовь к лесу родилась вместе со мной. Сколько себя помню, он был вторым домом.
Было бы странным, если бы выросший в красивейшем лесном краю человек, остался равнодушным к окружающему волшебному миру живой природы. Но это вовсе не означает, что сферу своей профессиональной деятельности он обязательно свяжет с ней. Здесь свою роль сыграл тот факт, что мама Александра Викторовича всю жизнь работала мастером лесного хозяйства, помощником лесничего. О лесе знала много, умела не только интересно рассказывать о нем, но и убедительно доказать, насколько связан с лесом и зависит от него человек: уничтожив лес, погубит и себя. Так что изволь восполнить то, что взял у него. Да и бери бережно, с благодарностью. Природа живая и ей тоже требуется уважение. Вот на таких материнских заветах и вырос. Их, пожалуй, можно считать отправной точкой в выборе дела, которым хотел бы заниматься всю жизнь, не теряя интереса.
Закончив восемь классов, Александр поступил в Петрозаводский лесотехнический техникум, а и вышел из него, завершив обучение, мастером лесного хозяйства. Успел до армии по направлению потрудиться по специальности в Лахколампинском комплексном леспромхозе, а вернувшись со службы, устроился уже в Суоярвский комплексный леспромхоз.
-Александр Викторович, насколько эффективно мог выполнять свои функции лесохозяйственник, находясь в структуре лесопромышленного предприятия, главной задачей которого является заготовка древесины?
- В чем-то это делать было сложнее - частенько срабатывал остаточный принцип. Но леспромхозы были государственными предприятиями. Лесное законодательство прописано четко, спрос за восстановление вырубленных лесных участков был жестким. Хоть и ворчали порой на нас, что мы нахлебники у предприятия, потому как ничего – в смысле товарной продукции – не производим, но условия для качественного выполнения нашей работы создавались. Планы по лесовосстановительным, лесокультурным работам всегда выполнялись на 100 процентов. Иного не допускалось.
А потом был короткий – всего на два года период, когда решил Александр послужить лесу, занимаясь защитой его от реально возникающих пожаров в качестве пожарного десантника в составе Суоярвского звена авиационной базы охраны лесов от пожаров. Когда в 1994 году лесное хозяйство выделилось в самостоятельную службу и образовалось районное управление по лесу, вернулся. Ненадолго задержался в Суоярви, а потом вплоть до 2008 года был «хозяином» лесного фонда, расположенного в границах Вегарусского лесничества. Определение «хозяин» можно было бы и не брать в кавычки, потому как лесничий на своей территории – настоящий хозяин, когда дело касается вмешательства в жизнь вверенного ему лесного массива. Он вспоминает:
- лесничество наше было удаленным, хотя и не особо крупным по площади, но в промышленном отношении привлекательным, заготовка леса Суоярвским комплексным леспромхозом велась очень активно и в больших объемах. А, значит, и нам работы хватало. Тогда ведь лесхоз занимался всем комплексом работ по восстановлению лесов и их охране, не только надзорные функции выполнял. Чуть свет летом и затемно зимой, осенью выезжаем из поселка, на месте перекусим и разойдемся каждый по своим делам, намеченным на день. Возвращаемся, когда семьи уже ко сну отходить собираются. Если в лесу порядок, все идет как надо, в рамках закона, удовлетворение, конечно испытываешь. Но когда лесопромышленники ведут себя безответственно или пожар пройдется по твоим лесам – душа плачет. Был случай, когда огонь уничтожил отличные трехлетние посадки, пришлось заново их проводить. Не усилий и времени было жалко – загубленных будущих лесов, которые вырастут уже на несколько лет позднее.
Так и жил бы лесничий с семьей в маленьком отдаленном лесном поселке. Растил, охранял свои леса. Но в год, когда должна была пойти в первый класс младшая дочь, закрыли местную школу. Пришлось перебираться в город. К тому времени вступил в силу новый Лесной кодек. Он вызвал серьезную реорганизацию в лесохозяйственной сфере. Кстати, не стало ни мастеров леса, ни лесничих, получивших единый статус – государственных лесных инспекторов. Это требовало и перестройки сознания и новых знаний, но он был готов и к тому, и к другому.
Предложили Александру Викторовичу в центральном лесничестве должность инженера по охране и защите лесов. Принятый Лесной кодекс, по-новому регламентировал лесохозяйственную деятельность, хотя в принципе задачи оставались прежними: организация и проведение противопожарных мероприятий, в том числе профилактических, рейдов патрулирования по выявлению нарушений лесного законодательства, окончательная приемка лесосек, выстраивание эффективных деловых отношений с арендаторами, претензионная работа - то есть защита лесного фонда от лесонарушений и пожаров. Многому пришлось учиться в процессе работы, самостоятельно. Освоившись с новыми обязанностями, он решился на ответственный, учитывая возраст, шаг – поступил в академию госслужбы.
В 47 лет получил диплом о высшем образовании. Не скрывает, что профильное образование, опираясь на опыт и стаж работы, было бы проще получать, но, оказалось, учиться никогда не поздно и возраст не помеха. А принял такое непростое решение, потому что чувствовал в себе еще неистраченный потенциал в профессии. Хотелось в перспективе чего-то нового .
Перспектива эта появилась совсем скоро. Получив в связи с выходом на пенсию долгожданную возможность, вернулся в родной лесхоз заместитель начальника Суоярвского центрального лесничества Р. Л. Лепеле. Занять вакансию и предложили Александру Викторовичу. Два месяца назад он вступил в новую должность. Как утверждают коллеги, у него есть все качества, необходимые руководителю такого уровня и верность профессии, преданность лесу.
Наталия ИЛЬИНА.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Вы получите доступ к сервису, предоставляемому внешними поставщиками https://gazeta-sv.ru/
Комментарии