Мошенники орудуют дерзко
Их не волнует моральная сторона дела. Им всё равно, в отношении кого они совершают противоправные действия и что станет с их «клиентами» после того, как они поймут, что попались на удочку людей нечистоплотных, в погоне за лёгкими деньгами растерявших остатки своей совести.
ВЗЛАМЫВАЮТ ГОСУСЛУГИ, ОФОРМЛЯЮТ МИКРОЗАЙМЫ
Очередная встреча журналистов местной редакции с сотрудником уголовного розыска ОМВД России «Суоярвское», к сожалению, снова была посвящена теме мошенничества, а конкретно – новой схеме выманивания и использования персональных данных граждан в своих криминальных целях. С октября прошлого года по январь нынешнего только в Суоярвском округе зарегистрировано порядка 30 случаев, подпадающих под действие статьи 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации». А схема несложная: «оператор сотовой связи» сообщает гражданину о том, что истёк срок действия сим-карты. Потом, чтобы продлить договор, просит его продиктовать код, пришедший в СМС-сообщении. И как только человек называет цифры, мошенники получают доступ к личному кабинету на Госуслугах. Хозяин личного кабинета узнаёт о несанкционированном входе в личный кабинет из СМС позже, когда после телефонного разговора с «оператором» перечитывает сообщения с портала Госуслуг и не может зайти в свой личный кабинет. Иногда дело ограничивается взломом и получением доступа к персональным данным, зачастую мошенники успевают ещё и набрать несколько микрозаймов. По словам нашего собеседника, раскрытие таких преступлений сопряжено с большими трудностями, определить локацию, откуда поступают звонки, практически невозможно, в том числе и из-за непростой ситуации в стране. Поэтому правоохранители убедительно, в который раз, просят граждан не сообщать персональные данные никаким «сотрудникам», сразу же прерывать разговор и блокировать номер! Поверьте, реальные операторы связи найдут возможность сообщить вам необходимую информацию по официальным каналам, и это точно будут не телефонные звонки...
И СТАРЫЕ СХЕМЫ ОБМАНА ТОЖЕ В ХОДУ
Схема, описанная выше, появилась сравнительно недавно. Однако мошенники не гнушаются и своими прежними уловками, совершенствуя своё «мастерство» и доводя его до верха цинизма. К сожалению, в свои жертвы они по-прежнему предпочитают выбирать людей пожилых (все заявители 1939-1940 годов рождения). С «легендами», используемыми для обмана, сильно не заморачиваются. Звонят, как правило, от имени «дочери»: мол, мама, я стала виновницей аварии. Тут же трубку берёт «сотрудник полиции» и делится «деталями происшествия»: «дочь» не справилась с управлением; встречная машина, за рулём которой находилась беременная женщина, врезалась в столб, пострадавшая сейчас в больнице. А «дочери» светит уголовка... Далее по отработанной схеме следует предложение решить вопрос «без протокола». Для этого надо собрать все имеющиеся дома наличные средства, упаковать их соответствующим образом (в полотенце или простыню – чтобы незаметно вручить деньги «пострадавшей», которая по легенде лежит в больнице) и передать их курьеру. Курьер, получив деньги, тут же отправляется в ближайший банкомат, переводит деньги по указанным реквизитам, забирает причитающуюся сумму себе. Мошенники, чтобы обезопасить себя, требуют у курьеров паспортные данные, и если вдруг кто-то захочет оставить у себя всю сумму, просто сдают их полиции. Обычно отрабатывают 3-4 человек за один визит. Потом перемещаются в другой район.
Действуют дерзко и быстро, не давая людям опомниться, подумать. Работают профессионально, используют методики психологического воздействия. Все потерпевшие в один голос утверждают, что это был «голос дочери». Курьеров набирают... по объявлению в Интернете. Предлагают не сложную, хорошо оплачиваемую работу. В дальнейшем объясняют потенциальному работнику, что надо помочь пожилому человеку донести денежные средства до банкомата. Всё уже на этом этапе предельно ясно, однако находятся желающие. Мотивы разные.
В конце прошлого года суоярвским полицейским удалось задержать двух курьеров. И если в первом случае несовершеннолетний не очень понимал, во что ввязался, то во втором человек пошёл на это сознательно, ему было всё равно, что пострадают старые, ни в чём неповинные люди – он купил айфон в кредит, и ему нужны были деньги...
В ходу и другие, проверенные временем мошеннические схемы: возврат бонусов за покупки, звонки от «работников почты», «офицеров ФСБ», информация о заблокированных счетах и так далее.
Стабильно фиксируются и схемы с использованием популярных торговых интернет-площадок, где граждане могут продать или купить разные вещи. Один из последних примеров. Человек выставляет на продажу электрическую плиту, ставит цену, к примеру, 8000 рублей. Звонок «покупателя», он предлагает оформить доставку через курьера и скидывает продавцу ссылку. Тот переходит по ссылке, там запрашивают ввод номера банковской карты, якобы для того, чтобы обезопасить принимающую сторону. В итоге продавец вводит номер своей карты, потом стоимость плиты – 8000, нажимает кнопку «Подтвердить» ... и в тот же момент лишается этой суммы. По совету «покупателя» человек обращается в «техподдержку» (специалиста которой изображает другой мошенник). Ему объясняют, что деньги где-то заблокировались и предлагают попробовать повторить операцию еще раз... И ещё 8000 рублей с его карты перетекают на счёт мошенников.
ОПАСНАЯ ДОВЕРЧИВОСТЬ
Как уже говорилось, раскрывать такие преступления непросто. Но правоохранители делают всё возможное. По России создана общая база, куда забиваются все подозрительные номера телефонов и карт, и время от времени преступников ловят.
Но есть у этой проблемы и «обратная сторона медали». Если с мошенниками всё ясно, этим людям чужды такие понятия, как порядочность и совестливость, то поведение жертв порой вызывает недоумение и крайнее удивление у правоохранителей. Мой собеседник рассказал, как однажды, благодаря бдительности сотрудников банка, они смогли остановить нашего земляка от перечисления миллиона рублей. В полиции специалисты в его присутствии заблокировали все телефонные номера мошенников, побеседовали с ним, ещё раз всё объяснили. И буквально через два дня этот человек по тем же номерам перечислил мошенникам 400 тысяч рублей!
Однако есть и положительные примеры. Коллективную бдительность проявили суоёкцы. Этот маленький посёлок, ближайший к городу – единственный, куда курьеры заезжают, «обрабатывая» Суоярви. В прошлом году там было два эпизода, которые по счастливой случайности закончились благополучно: в одном из них курьер уже был на пороге дома. Мошенники «разводили» бабулю, но к курьеру вышел дедуля и сказал, что деньги уже отдали. Гонец испугался и убежал. Во второй раз к бабушке, с которой уже работали мошенники, зашла соседка, выяснила, что никакая это не дочь звонит, и отказалась отдавать деньги. Позже оперуполномоченный провёл разъяснительную работу, раздал суоёкцам листовки. И теперь они уже более осторожно относятся к неожиданным звонкам с незнакомых номеров, знают, как себя вести, и готовы дать отпор телефонным мошенникам.
Беседовала Людмила ТИМОЕВА.
Фото из Интернета.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Вы получите доступ к сервису, предоставляемому внешними поставщиками https://gazeta-sv.ru/
Комментарии