5 минут потребуется на прочтение
(1034 слов)
Нетривиальное решение архитектора Елены Ициксон. Почему библиотека в Суоярви «круглая»?
Елена Евгеньевна Ициксон - архитектор, историк архитектуры, краевед, лектор просветительской программы "Открытый университет" Петрозаводского государственного университета (тема – история архитектуры Петрозаводска).
Окончила архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ) в 1976 г.С 1977 по 2021 гг. работала в проектном институте "Карелпроект" (г. Петрозаводск): архитектор, руководитель архитектурной группы, главный архитектор проектов.
Автор осуществленных проектов: четырёх
В Петрозаводске, трёх в Олонце, одной на острове «Валаам» и в Суоярви.
В настоящее время читает лекции из подготовленного ею цикла «Хождение по Руси. Маршрутами Рериха» в Национальной библиотеке Республики Карелия.
С 2013 года – аттестованный Министерством культуры Российской Федерации эксперт по историко-культурному наследию. Член Союза архитекторов России (1985)
Сегодня мы предлагаем уважаемым читателям «Суоярвского вестника» беседу с удивительным человеком, который придумал нашу «круглую библиотеку» - архитектором Еленой Евгеньевной Ициксон. Напомним, что торжественное открытие библиотеки состоялось в августе 1988 года, о чём «Суоярвский вестник» с энтузиазмом сообщал. Мы также рассказывали о том, что сегодня помещение не используется, нуждается в капитальном ремонте. Проектно-сметная документация готова, надеемся на включение пристройки дома № 33 по улице Ленина в одну из федеральных программ. А пока ждём финансирования, будет интересно из первых рук узнать о том, как в Суоярви появилось такое уникальное здание.
- Проект жилого дома № 33 по улице Ленина в Суоярви необычный. Другого такого нет в Карелии. Каждый, кто бывает в нашем городе, даже проездом, обращает на него внимание. А всё благодаря пристройке, которую жители называют "круглой библиотекой". Как же родилась идея пристроить к жилому дому помещение читального зала? Что было изначально – идея пристройки или задача разместить библиотеку?
– Название проекта (задание получено в январе 1978 года) было такое: «54-квартирный дом со встроенно-пристроенной библиотекой на 50 тысяч томов в г. Суоярви». Так как изначально понимали, что в самом доме (на первом этаже) можно разместить только книгохранилище, ввиду довольно мелкого шага несущих конструкций, то для размещения в пристройке оставались читальный зал и входная группа помещений. Читальный зал должен быть достаточно большим и хорошо освещенным.
– Какая задумка была у Вас, как автора проекта, и какие решения Вы использовали для воплощения идеи? Как была выбрали форму пристройки? Почему помещение библиотеки, по отзывам суоярвцев, оказалось таким воздушным и красивым? Как удалось добиться эффекта, как будто находишься в храме?
– Положение блок-секций дома определилось уже существующими объектами – кинотеатром «Космос» и жилым домом № 35 по ул. Ленина. Для пристройки, которую требовалось поставить так, чтобы кинотеатр все-таки не загораживал собой главную библиотеку города, оставалось не очень много места. Усугубило ситуацию то, что вместо грунта перед новым домом оказалась скала, которую было невозможно удалить. Кроме того, пристройка не должна была закрывать окна второго этажа жилого дома, то есть быть, по крайней мере, рядом с окнами квартир, одноэтажной.
Варианты пристройки после определения примерного её объёма опробовались на макете, полностью смоделировали и рельеф. Рассмотривали несколько вариантов формы в плане – прямоугольная, кривоугольная… Круглая выглядела органично, буквально «оседлав» скалу по самой её высокой точке. Так и решили строить.
Главный вход определился благодаря зданию кинотеатра: требовалось сделать его так, чтобы сразу с улицы было видно, куда входить в новую библиотеку. Функция внутри развивалась по спирали (опять из-за скалы) и по лестницам. Читальный зал занял центральное место. Первоначально он освещался только окнами с фасадов, но пожарные потребовали устроить дополнительные эвакуационные лестницы, которые также должны освещаться, «отъев» часть боковых окон. Тогда из требований естественной освещенности пришлось пойти на непопулярный у строителей шаг – зенитные окна.* То есть окна в потолке.
– Возможно, у Вас были примеры подобных решений или что-то натолкнуло на то, чтобы библиотека стала круглой?
– На круглую форму меня натолкнула исключительно существующая ситуация на площадке. Не было выбора. Про зенитные окна (о том, что они всегда дают освещенность больше, чем окна в стенах) я уже знала. Но меня ещё в студенческие годы впечатлил читальный зал в библиотеке, построенной по проекту архитектора Алвара Аалто в Выборге. Одно дело – расчёты освещенности, другое – почувствовать это на живом примере. И понять, что это вполне реально и доступно для использования в трудных случаях.
– Лестницу к зданию тоже спроектировали Вы?
– Да, лестница входила в отведённый участок, на котором необходимо было выполнить весь объём благоустройства, включая подход к проектируемому зданию.
– С какими ещё трудностями пришлось столкнуться при проектировании?
– О трудностях я уже сказала выше. Но именно трудности вызывают к жизни нетривиальные подходы, что и случилось на данном объекте.
– Не показался ли Ваш проект сложным для воплощения руководству строительной организации (Суоярвское ПМК-85)? Приезжали ли Вы на объект, чтобы контролировать возведение здания? Какое впечатление у Вас сложилось?
– Не знаю, что показалось руководству строительной организации, это лучше спросить непосредственно у тех, кто принимал решение. Но судя по тому, что готовый проект 1979 года долго пролежал на полке, можно предположить и это. Впрочем, то, что библиотека «висела» на жилом доме, помогло сдвинуть дело с мертвой точки.
Да, я приезжала на авторский надзор, как это положено. Но последний приезд, показавший нарушения строителями проектных решений в части покрытия, оставил крайне негативное впечатление. Их самовольные решения без конструкторов-проектировщиков до добра не довели.
– По Вашему мнению, что стало причиной протечек кровли?
– Причина протечек всегда, особенно при плоских кровлях, некачественное производство работ и нарушение технологических процессов. Особенно тщательно необходимо было подходить к гидроизоляции кровли в районе зенитных фонарей.
Кроме того, при строительстве нарушили проектные решения монолитного покрытия над зданием пристройки. Запроектированный изящный каркас из центрично расположенных несущих балок (инженер-конструктор Александр Павлович Брыгин) попросту проигнорировали; дополнительные тонны бетона вполне могли увеличить напряжения в покрытии, что привело к трещинам.
– Сейчас ООО «Инжиниринговая компания «Строительный контроль» (Петрозаводск) разработала проектную документацию по капитальному ремонту пристроенной части здания Суоярвской районной библиотеки. Администрация Суоярвского округа и Министерство культуры Карелии предпринимают шаги, чтобы капитальный ремонт библиотеки вошёл в одну из федеральных программ. Как вы думаете, это позволит сохранить помещение в том виде, как Вы его задумали?
– Не знаю, что заложено в проекте капитального ремонта, ко мне никто не обращался. Надеюсь, что проектировщики догадалась воспользоваться проектной документацией, которая находится в архиве «Карелпроекта», и максимально сохранили авторские решения.
– На Ваш взгляд, возможно ли сделать так, чтобы в маленьких городках появлялось больше интересных архитектурных форм, красивых, вписанных в ландшафт зданий? Реально ли сделать городскую среду в провинции действительно комфортной?
– Думаю, все зависит от желания местного руководства независимо от того, где оно находится – в больших городах или маленьких.
– Спасибо, Елена Евгеньевна, за интересную беседу.
Подготовила Юлия Шевчук.
Фото ИА Республика Леонида Николаева
Stay Informed
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Вы получите доступ к сервису, предоставляемому внешними поставщиками https://gazeta-sv.ru/
Комментарии