186870, г. Суоярви, ул. Шельшакова 6 +7 (81457) 5-15-49 suovestnik@mail.ru ПН-ПТ: 08:00 - 16:45
Размер шрифта: +

КНОПОЧКИ СУДЬБЫ СВЕТЛАНЫ ПАВЛОВОЙ

1.4


С того момента, когда Светлана Анатольевна Павлова, преподаватель по классу баяна, впервые переступила порог Суоярвской музыкальной школы (ныне Школа искусств), прошло 30 лет. Согласитесь, яркий пример служения детям и музыке. Ее опыт и преданность выбранному делу были отмечены по достоинству: два года назад педагогу присвоили звание «Заслуженный работник культуры Республики Карелия».

Светлана Анатольевна предложила пообщаться в неофициальной обстановке, и в один из мартовских вечеров я была приглашена в гости. В уютной кухоньке за чашкой свежезаваренного зеленого чая с пирожными мы и вели разговор…

– Светлана Анатольевна, как в Вашу жизнь вошла музыка?

Мы с сестрой Татьяной родились и провели первые годы своей жизни в Эстонии, в городке Вильянди. Когда-то мама с папой уехали туда, ну а после нашего рождения решили возвратиться в Карелию, в Питкярантский район, поближе к своим родителям. Там мы и обосновались. Что касается музыки, то она всегда жила в нашем доме. По рассказам старших, когда-то у бабушки был рояль, к сожалению, в годы войны в дом попала бомба, и рояля не стало. Но в семье всегда любили петь, на семейных праздниках всегда звучали застольные песни, так что наше с сестрой желание заниматься музыкой вполне объяснимо.

– А почему Вашим инструментом стал именно баян?

Когда, уже живя в Питкярантском районе, мы узнали, что в соседнем посёлке есть музыкальная школа, мы, конечно, поехали туда записываться. Это в четвёртом классе было. Татьяна выбрала фортепиано, а я сразу знала, что буду учиться играть на баяне. Очень мне нравились его кнопочки! В нашем посёлке жил гармонист, я прямо не могла оторваться, глядя, как он растягивает меха и ловко управляется с этими самыми кнопочками! Кстати, Татьяна потом тоже перешла на баян (преподаватель по фортепиано уехала). На занятия ездили за 7 километров на рейсовом автобусе. Бывало, забежишь после уроков домой, портфель бросишь, папку с нотами в руки, и – в музыкалку! Туда рейс в 14.00, обратно – в 18.00. Педагоги старались расписание так составлять, чтобы мы успевали и на специальность сходить, и на сольфеджио попасть.

– Занятия в музыкальной школе были всегда платными. И весьма недешёвыми...

Вы правы. Насколько я помню, мама платила за нас двоих 46 рублей в месяц, а зарплаты тогда были в районе 120 рублей. А ведь они нам ещё и инструменты приобрели, каждой – свой баян! Я благодарна родителям, что они поддерживали наше увлечение, как бы сложно им не приходилось. Занятия музыкой мне нравились, мы с сестрой очень любили, когда нам давали новую программу. К восьмому классу я уже понимала, что готова продолжить образование в этой сфере. И поступила в музыкальный колледж.

– Вы сразу знали, что будете именно педагогом, а не инструменталистом, например, аккомпаниатором или музыкантом в оркестре?

Нет-нет, я шла учиться именно на педагога. Мне нравилось заниматься с детьми, педагогическая практика в колледже шла у меня очень хорошо. И мой преподаватель Светлана Георгиевна Ишанина, когда я была на третьем или четвёртом курсе, даже дала мне двоих учеников, с которыми я занималась у них на дому.

– Выходит, уже серьезно практиковались в своей профессии. Сколько всего ребятишек выучили?

Тех, кто дошел до выпуска – 46, училось, конечно, больше. Радостно, что в последние годы у меня практически нет отсева, все детки, которые начинают заниматься, проходят весь курс.

– Оглядываясь назад, скажите, что было самым трудным в Вашем становлении как педагога музыкальной школы? За что Вы любите свою работу?

Знаете, мне всегда бывает досадно, что детки, которым свыше дано очень много, не ценят этого и не трудятся в полную силу, чтобы достичь высоких результатов. А есть ребята, у которых способности пониже, но они сидят за инструментом часами, и в таких учеников я готова вкладывать все свои знания и опыт. Ну а тех, кого природа одарила, надо как-то стимулировать. И тут мне на помощь приходит психология. Думаю, если бы не стала музыкантом, наверное, выучилась бы тогда на психолога. Очень мне эта наука помогает. Я постоянно читаю книги по психологии, в них нахожу ответы на вопросы, как вести себя с детьми в той или иной ситуации, как мотивировать их. Мы ведь не просто учим произведение, мы с ребятами стараемся узнать историю его создания, поговорить, почему автор именно так назвал произведение, что его вдохновило. Я читаю им рассказы знаменитых людей из мира искусства о том, как они добивались успеха. Хочется, чтобы мои ученики были разносторонне развиты, понимали, зачем они занимаются, ценили те возможности, которые дали природа и родители.

Есть ли среди Ваших воспитанников те, кто пошёл по Вашим стопам и выбрал музыку своей профессией?

– Да, например, Юра Петров. Он закончил нашу школу, отучился в музыкальном колледже, а сейчас учится в Петрозаводской консерватории на кафедре теории музыки и композиции. Ну, Юра очень одарён от природы и к тому же большой трудяжка. Сейчас в музыкальном колледже при консерватории учится Денис Макейчев. В этом году ещё одна девочка готовится поступать в музыкальный колледж по классу аккордеона.

– Самая яркая победа Ваших учеников?

Я с трепетом вспоминаю успешное выступление дуэта «Улыбка», Дениса Макейчева и Виолетты Багдеевой на Третьей международной ассамблее искусств в в 2017 году «Северное ожерелье», которая проходила в Петрозаводске. Тогда они из 24 возможных набрали 23,5 балла и стали Лауреатами первой степени. Такая высокая оценка профессионального жюри дорогого стоит.

Есть ли у Вас мечта?

Я очень хочу, чтобы в нашей школе появился хотя бы один большой концертный инструмент. Аккордеоны в последние годы приобрели, и баяны среднего размера тоже, но хорошо бы иметь и концертный полноразмерный баян. Ребята растут, и в физическом, и в музыкальном плане, и им, конечно, хотелось бы играть на многотембровом инструменте, который дает возможность исполнять более сложные произведения. А детей талантливых меньше не стало. Я смотрю на своих малышей, может быть, даже трио получится. Или квартет…

Беседовала Людмила ТИМОЕВА. 

В ГОСТЯХ У ПОГРАНИЧНИКОВ
Учились играть в кюккя
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.05.2022