В одной из январских публикаций мы рассказали о ситуации, в которой оказались жители ул. 313 стрелковой дивизии в Суоярви. Здесь не осталось ни одного общедоступного источника питьевой воды. Очередная встреча инициативной группы с руководителями местной власти ничего не дала: люди продолжают мыкаться в поисках воды.
Однако, эта частная история – лишь часть общей проблемы обеспечения населения города чистой питьевой водой. И попытки решить ее предпринимаются с момента введения в районном центре централизованного водоснабжения. Естественно, публикация в газете не могла не вызвать ответную реакцию.
В своих обращениях в редакцию суоярвцы в очередной раз выразили возмущение и качеством воды, которую вынуждены употреблять в пищу, и тарифами, и отсутствием информации, какие конкретные меры принимаются местной властью и принимаются ли вообще. Людей возмущает, что кроме сообщений в районной газете о том, что проблема время от времени обсуждается на сессиях городского и районного советов, больше ничего неизвестно.
К компетенции Государственной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с санитарными правилами относится и надзор за обеспечением потребителей качественной питьевой водой. Поэтому мы попросили В. З. Мударисова руководителя санитарно- эпидемиологической службы в районе, начальника территориального отдела Роспотребнадзора прокомментировать ситуацию и поделиться своим видением ее решения.
- Хороший, вполне реальный шанс решить проблему был у района еще в конце 90-х в рамках реализуемой программы «Тасис». Финские ученые и специалисты совместно с нашими проделали основательную проектно-изыскательскую работу. Но для дальнейших действий нужно было софинансирование из районного бюджета. Прежнее руководство такой возможности не изыскало. Хотя в соседнем районе проект был успешно реализован.
-Венер Закиевич, нет смысла сожалеть об упущенных возможностях. Важно знать, появились ли новые проекты и какова их судьба? На какой стадии решения проблемы мы вообще находимся?
- На стадии судебных разбирательств. Поясню. В июле 2011 года Суоярвский районный суд своим решением обязал администрацию Суоярвского городского поселения до 1 мая 2014 года выполнить работы по строительству водопроводных очистных сооружений для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Суоярви. В марте 2012 года в законодательном собрании республики у председателя ЗС В. Н. Семенова прошло совещание по вопросу обеспечения Суоярвского городского поселения качественной питьевой водой. Администрации города Суоярви было предложено совместно с Институтом водных проблем Севера Карельского научного центра РАН, ЗАО «Проектный институт «Карелпроект» в кратчайшие сроки подготовить предпроектное обоснование обеспечения питьевой водой жителей города. Такие договоры были заключены на зимне-весенний период 2012 года, и работы по исследованию качества воды в озерах Исо-Пюхяярви и Вагонлампи проведены. Однако новый руководитель городского поселения Р. В. Петров на августовском совещании того же года заявил, что дальнейшие исследования проводиться не будут. Дело встало.
Параллельно потугам на месте в 2011 году Правительством республики была утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой на 2011-2017 годы». Во все муниципальные районы были направлены извещения о необходимости до конца 2011 года разработать программы, что позволит участвовать в инвестиционных федеральных и республиканских мероприятиях и решать вопросы софинансирования проектирования и строительства водоочистных сооружений. Такую работу проделали все сельские поселения, кроме городского. Городская администрация, не предоставляя свои предложения с июня 2011 по март 2013 года, тем самым затягивала разработку и утверждение муниципальной программы, которую удалось принять лишь в апреле 2013 года. Отсутствие районной программы и проектной документации на строительство городских водоочистных сооружений не позволили и не позволяют участвовать в вышеназванных программах и решать вопрос о софинансировании.
- Как могла быть допущена такая проволочка, если уже в 2011-ом году было судебное решение, результатом исполнения которого уже в прошлом году очистные сооружения должны были быть введены в эксплуатацию?
-После истечения определенного судом срока было возбуждено судебное исполнение, понуждающее городскую администрацию выполнить решение суда. Администрация городского поселения дважды в течение 2014 года обращалась в суд с заявлениями об отсрочки исполнения его «в силу объективных причин». Но ни одной причины, а также сведений о том, какая работа за 3 года была администраций все же проделана, не называлось.
Последнее заявление было рассмотрено районным судом в январе текущего года. К этому времени все же появилась программа «Обеспечение населения МО «Суоярвское городское поселение» качественной питьевой водой на 2013-2017 годы». Условиями этой программы предусмотрено софинансирование мероприятий по строительству водопроводных очистных сооружений из средств районного и республиканского бюджетов.
Суд учел изменившиеся обстоятельства, специфику предстоящих работ и предоставил отсрочку – до 31 декабря текущего года.
Лично я считаю, что и к этому сроку строительство не только не будет завершено, но, учитывая, на какой стадии были остановлены предпроектные работы и отсутствие информации о каких-либо других реализованных мероприятиях, к нему вряд ли удастся приступить. К тому же, по имеющимся сведениям, на момент принятия последнего судебного решения не были рассмотрены и обращения на софинансирование строительства.
Полагаю, администрации Суоярвского городского поселения необходимо информировать население о реальных шагах, предпринимаемых в этом направлении. Возможно, что и районной власти есть что сказать по этому поводу.
Беседовала Наталия Николаева