Впервые мы познакомились с ней в 7 классе. У нее была педпрактика. «Красивая», - отметили мальчики. «Умная и строгая», - сказали девочки.
Она умела как-то удивительно проникновенно читать стихи в единственной, только ей свойственной манере, «округляя» слова, придавая им скрытый до того смысл, наполняя их силой своего голоса и убежденности. На уроке звучал Маяковский, и мы, сами того не подозревая, уже тогда, по выражению Захара Прилепина, получили «прививку поэзией, прививку хорошего вкуса, любви к Родине, гражданского чувства, ценности человеческой, мудрости».
Так вошла в нашу жизнь О. В. Федькова. Ей, вчерашней выпускнице пединститута, предстояло довести нас с 9 класса до выпуска. Это было не только смело, но и трудно: у нас училось 7 детей педагогических работников, что накладывало особую ответственность, увеличенную семикратно.
Мы любили литературу, и, думаю, мой выбор будущей профессии во многом связан с интересным преподаванием предмета учителями Н. А. Подольской и О. В. Федьковой. Через много лет моему старшему сыну Дмитрию посчастливилось учиться у Ольги Владимировны. Он до сих пор с благодарностью вспоминает ее уроки.
За плечами у Ольги Владимировны большой и нелегкий путь педагогической работы. В этом году она встретила свою 45-ю учительскую осень. Почти полвека назад ее напутствовали в добрый путь учителя старшего поколения: В. В. Лузгин, Н. А. Подольская, О. Д. Молчанова, Т. И. Геккина.
Когда-то в Чернобыльском районе Украины маленькая девочка Оля, живя у бабушки с дедушкой, зимними вечерами старательно изучала букварь, заполняла прописи. Затем отправляла все в Карелию, куда переехали родители. Назад получала свои записи с пометками отца. С этого началась любовь к школе, любовь на всю жизнь.
Приехав к родителям, она с восторгом окунулась в круговерть Суоярвской средней, которая определила всю дальнейшую судьбу. Здесь она стала отличницей, артековкой, председателем совета дружины, организатором коммунарского движения, дзержинцем.
Уроки первой учительницы Л. П. Келкоевой и словесника Н. А. Подольской захватывали, формировали мировоззрение, активную жизненную позицию.
А еще школа подарила верных друзей. С Инной Летовой (Морозовой) и Раей Ефименко) вместе почти 60 лет: отмечают семейные даты, заботятся о здоровье, не упускают из виду и остальных одноклассников, считая дружбу детских лет самой святой и надежной.
В студенческие годы на спинке ее кровати висели рядом коммунарский и артековский галстуки, напоминая о том, как много вокруг дел, требующих активного участия. Вместе с Валей Хорош они организовали выезд студентов в старинное карельское село Сяпся с концертом. В клуб пришла вся деревня. Аплодировали, как профессионалам, женщины в качестве благодарности напекли вечно г олодным студентам таз котлет, наварили ведро картошки.
Поистине, это был царский подарок.
После второго курса дружно трудились в инструктивном лагере актива в Лососинном. Совсем юную Ольгу назначили старшей пионервожатой, и она работала с друзьями работала так, что по окончании смены была приглашена в ЦК комсомола на награждение. Древняя Москва с ее достопримечательностями, театр имени Вахтангова и «Варшавская мелодия» с В. Лановым и Ю. Борисовой в главных ролях. Как будто вчера это было.
Ей всегда везло на хороших наставников, верных друзей, надежных коллег: С. Н. Мищенко, умница, талантливый педагог, Е. В. Лазарева, человек, который молча приходит на помощь, Т. А. Шорина, чуткий помощник. Ольга Владимировна выучила уже несколько поколений суоярвских школьников. Однажды ради интереса подсчитала: члены семьи Филипповых(Марина Никитина-выпуск 1979 года) обучались у нее 21 год, Смирновых (Штемберг) -16 лет.
Может гордиться она и своими последователями: филологическое образование получили Е. Бабенкова, О. Добренькая, О. Сысак.
Интересно, что живет Ольга Владимировна на улице Кайманова, и сама с учениками ездила на встречи каймановцев в Москву, хорошо знает семью героя и его друзей.
Сегодня я с волнением и трепетом присутствую на уроке своего учителя в 6б. Ольга Владимировна знакомит меня с классом, кратко представляя учеников. Они молодцы, у каждого есть свои увлечения и первые успехи в спорте, музыке, творчестве.
Начинается интересная работа. Дети, разбившись на группы, учатся работать с разными видами словарей. Равнодушных лиц нет. На вопросы учителя-лес рук. Если допущена ошибка, никто не злорадствует. Мягко и тактично Ольга Владимировна учит детей правильно общаться, делиться соображениями, слышать чужое мнение, обогащать друг друга. Ловлю себя на мысли, что ведь и у взрослых людей порой отсутствует культура диалога, очень многие, к сожалению, склонны к пространным монологам, не интересуясь, насколько близки собеседнику его проблемы.
А здесь еще дети, но они уже обладают умениями контролировать свои и чужие результаты, создавать проекты, работать на успех. Урок прошел на одном дыхании. И даже успели выдвинуть интересную гипотезу: фразеологический оборот «голову потеряла» (растерялась) одна девочка с юмором заменила на «книгу прочитала». А что, современно, свежо и креативно.
…После урока мы долго беседуем с Ольгой Владимировной о современной школе, детях и учителе.
Ее любовь к книгам началась с детских лет. Еще ребенком начала собирать свою библиотеку. И этот увлекательный процесс никогда не заканчивается! Однажды в выпускном классе она провела с родителями собрание» Любимая книга моего детства». Все взрослые присутствующие с упоением вернулись на много лет назад, увлекая всех остальных. У самой учительницы две любимые детские книги: » Улица младшего сына» Льва Кассиля и «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу. »Хижина» уже очень старая, ведь ее прочитали все жильцы в доме Ольги Владимировны. И как же было приятно, когда бабушка одного из учеников сказала, что « это и их семейная книга».
В ее личной библиотеке около 2000 книг. Раньше их было гораздо больше. Когда она переезжала с улицы Советской на улицу Кайманова, то выделенные в помощь пограничники только, кряхтя, почесывали в затылке: » Что тут перевозить-то? 36 мешков одних книг». Кстати, всем 12 пограничным заставам и гарнизону они с детьми дарили книги. Получали их в подарок коллеги, сами дети, родители. А какой радостью стала возможность наконец-то прочитать произведения А. Рыбакова, Б. Пастернака, А. Приставкина, А. Платонова и познакомить с ними учеников.
У нее в кабинете литературы в свободном доступе хранятся вторые экземпляры программных произведений и большие стопки « Роман-газеты». Все это очень нужно современным детям, которые часто растут разобщенными эгоистами, единственными в семье, «под присмотром компьютера», не любят читать да и писать.
Ольга Владимировна не устает повторять, что только в союзе с родителями можно обучить и воспитать успешного ребенка. Взрослые, отправляя детей в школу, должны «проживать их жизнь». Без связи поколений невозможна нацеленность на успех, поэтому совместные обсуждения тем: » Прошлое нашей семьи», »Загляните в семейный альбом» всегда вызывают живой интерес, раскрывают людей с новой, неизвестной ранее стороны.
Ей удается сохранять живую связь со многими бывшими учениками и их родителями, хотя судьба и разбросала многих повсюду: от маленьких поселков до Сейшельских островов.
Она с гордостью показывает пособия и работы ребят на разнообразные темы: » Словарь Великой Отечественной», «Занимательная литература для умников и умничек», «Как наречия украшают нашу жизнь», а также огромное количество иллюстраций детей к произведениям и творческим работам.
Для ее воспитанников изучаемый поэт или писатель – не просто скучный дяденька из учебника. Ребята готовят к уроку яркое слово о нем: родословная, мама ( ведь все лучшее в жизни - от мамы), друзья, увлечения. Так появляется портрет человека с непростой, но интересной судьбой.
Ее воспитанники до сих пор ведут дневники читателей. Это хорошая возможность обобщить свои впечатления о прочитанном, записать личное отношение к автору и его позиции. Готовясь к занятиям, дети в каждом классе делают записи, учатся цитировать.
Выпускники много лет вспоминают ее рождественские уроки, »читальную избу», семинары, как у студентов.
У нее ко всему творческий подход, чего бы это ни касалось - классного руководства, работы организатора внеклассной деятельности, депутатских обязанностей, архивного и поискового труда с проведением экскурсий в Гореленковском музее, переведенном в Среднюю школу.
Избиратели не ошиблись, доверив ей депутатские обязанности. Она с азартом привлекала жителей города к его озеленению, помогала получать квартиры остро нуждающимся в жилье, справилась со сложнейшим случаем восстановления стажа ветерану труда, когда потеряно было целых пять лет, и, казалось, почти немыслимо найти свидетельские показания довоенного периода.
В работе школьного педагога много составляющих. Несмотря на жесткие рамки современных требований, творчески работающий преподаватель расширяет поле своей деятельности до предела. За кажущейся легкостью, четкой работой детей на уроке, высокими результатами - огромный, упорный повседневный труд учителя в союзе с родителями. Еще будучи совсем молодым словесником, работая в паре с опытными преподавателями и проводя смотры знаний по предмету в присутствии мам и пап, Ольга Владимировна показывала очень хорошие результаты. А сейчас они очень высокие!
В 2014 году в двух ее выпускных классах, сдающих ЕГЭ, средний балл-72,6.Это на 10 баллов выше, чем по России. В 2000 году выпустили 16 медалистов (девять из них в двух ее классах). А из шести ее золотых медалистов 2014 года трое учились в классе, которым она руководила. Сколько же сил и здоровья вложено было в этих ребят! Они очень подружились и каждый год совершали увлекательные путешествия по России и Карелии: Екатерининский дворец и Янтарная комната, Петергоф и Александро- Невская Лавра, музей-квартира А. С. Пушкина в Петербурге, Рускеальский каньон и Валаам ( экскурсия здесь шла целых семь часов!)
Особая страница в жизни-50-летний юбилей школы. Сколько радостных встреч произошло, сколько воспоминаний и веселого смеха! Чего стоит легендарный Леша И. с его знаменитой фразой: » Фурманова-то я прочитал, а Чапаева где возьму?»
В день юбилея она дала открытый урок для пишущих стихи (кстати, в сборнике « Остров любви» печатались семь ее бывших учеников). В юбилейные дни вместе с коллегами провели целых 36 экскурсий по истории школы, вспоминая тех, кто рядом, далеко и кого уже нет с нами.
Работа давно уже стала образом жизни. Ольга Владимировна настолько ее любит, что считает каникулы и отпуска досадными препятствиями, паузами, отрывающими от важного дела. Сколько раз предлагали более престижную деятельность, но вне школы бывшая артековка и участник коммунарского движения себя не мыслит. Даже в день своей свадьбы она вела урок по творчеству С. Есенина (материал очень трудный и объемный).
При таком напряженном темпе жизни Ольга Владимировна сумела вырастить достойного сына. Она научила его многому, что пригодится в дальнейшем: любить книги, уважать людей, добиваться поставленной цели. И даже плавать научила. Павел занимался гимнастикой и перед поездкой в Артек прошел « краткий курс маминой школы по водным видам спорта». Из лагеря сын вернулся с грамотой за II место в соревнованиях по плаванию. Закончив школу с серебряной медалью, а затем факультет физической электроники, Павел работает в ВТБ-24, живет в Петрозаводске, имеет семью.
А Ольга Владимировна уже сорок пятый год идет на работу по дороге, знакомой до малейшей щербинки. Закрывая за собой дверь и оставляя позади все невзгоды нашей нелегкой жизни, она устремляется навстречу новому школьному дню, каждый из которых радостен для нее и неповторим.
За свой многолетний и самоотверженный труд Ольга Владимировна удостоена звания Заслуженного Учителя Карелии. По итогам октябрьского анкетирования 2015 года она вошла в число самых уважаемых и любимых преподавателей в школе.
К учителю государством и обществом всегда предъявлялись строгие требования. Сейчас они максимально высокие. Новые подходы к преподаванию, огромное количество внеурочных мероприятий, вал документации, в том числе в электронном виде, новый тип родителей и детей, всеобщая компьютеризация - вот далеко не полный перечень того, в чем вращается современный преподаватель, испытывая катастрофический дефицит времени в стремлении все успеть. Трудно работать? Несомненно. Как только острословы не упражнялись в остроумии, называя труд учителя сладкой каторгой», а его самого «навечно вызванным к доске». Но преданные профессии в ней остаются. Они всегда молоды, потому что работают с детьми и ради детей. Ради улыбки ребенка, его распахнутого навстречу взгляда, искренности и доверия. А учитель словесности способен дойти до самых потаенных уголков в душах детей, заставить их страдать вместе с героями художественных произведений и возвыситься нравственно.
Каждый ее выпуск по традиции оставляет учительнице последнее школьное сочинение» Я хочу пожелать вам». Здесь есть все: яростная критика, потрясающие признания и высокая оценка учениками ее труда. «Как учитель Вы - гений», - написала одна из девочек. Ради одной этой фразы стоило жить.
Успехов Вам, учитель словесности, в Вашем благородном труде! Творческих открытий, новых благодарных учеников!
Елена МЕЛЬНИК.