Чтоб не растить белоручек
Документы на присвоение ему звания «Заслуженный учитель Карелии» подавали трижды. Заслуг действительно хватало, но наверху все время что-то не складывалось. И сначала ему присвоили звание «Отличник народного образования России». Потом наградили Почетной грамотой Главы Республики. Грамота эта, между прочим, по статусу была выше звания «заслуженного». Но Заслуженным учителем Карелии он так и не стал… Зато спустя время ему присвоили звание «Заслуженного учителя Российской Федерации». Случилось это в мае 2010 года, Указ о награждении подписал Президент Д. А. Медведев (кстати, вручал ее лично С. Л. Катанандов, который на следующий день после торжества покинул свой пост Главы Карелии).
Неосознанный выбор
Чем измеряется признание учителя? Официально – наградами и званиями, достижениями и успехами его учеников. Неофициально (и это, пожалуй, главное) – «народными» (читать – ребячьими) уважением и любовью. Судя по всему, обе составляющие – и официальная, и неофициальная – в жизни учителя технологии Суоярвской средней общеобразовательной школы Вячеслава Леонидовича Истоминского присутствуют. И трудно представить, что он мог бы работать по другой специальности.
А ведь мог, потому как, по его собственному признанию, выбор учительской стези нельзя назвать абсолютно осознанным. Учась в школе (наш герой родом из Сегежи), Вячеслав серьезно занимался спортивной гимнастикой. Ему нравился спорт сам по себе. Вот и решал выпускник, где этого спорта будет больше: в пединституте или военном училище. Остановился на первом и стал студентом факультета физвоспитания Петрозаводского педагогического института.
Но даже в институте еще не до конца осознавал, что выбор сделан правильный. «Первая практика прошла отвратительно, – вспоминает Вячеслав Леонидович. – Мой куратор-преподаватель заболел, и мне пришлось целый месяц вести за него все уроки физкультуры. То есть присматриваться, учиться у опытных педагогов не было времени. Как обухом по голове!»
Долгая дорога в школу
В 1972 году после получения диплома В. Л. Истоминский приехал по распределению в наш район. И устроился в школу, но …спортивную. Тренировал ребятишек, отслужил год в Северном Морском Флоте в радиотехнических войсках. Через некоторое время возглавил спортшколу.
Потом пять лет был, как сейчас бы сказали, чиновником от образования: работал в районном отделе инспектором, отвечал за вопросы техники безопасности, курировал работу учителей физкультуры.
Уже тогда было очевидно, что с технологией в школах дела обстоят не очень. Где-то (как в Вегарусе) отсутствовала база, и он помог ее создать и по совместительству преподавал там технологию, а в самой крупной школе района – Суоярвской средней – три года не было учителя труда, и мальчишки маялись. «Жалко было ребят, вот и пошел я в трудовики», – говорит мой собеседник.
С тех пор уже более 20 лет он учит ребят основам работы со слесарным и плотницким инструментом, различными станками. В результате чего парни не только получают багаж «мужских» знаний. Главное – они учатся делать полезные вещи своими руками. Под пристальным вниманием и не без помощи своего наставника они изготавливают скалки, толкушки, подсвечники, пасхальные яйца, спичечницы из дерева, пробуют свои силы в металлообработке. У кого-то получается лучше, у кого-то – хуже, но сам процесс, когда из-под твоих рук выходит конкретное изделие, которое может «пригодиться в хозяйстве», вдохновляет и повышает самооценку у парней. Экспедиции по родному краю
Но занятиями на уроках общение педагога с учениками не ограничивается. Много лет он ведет кружок декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребятами изучает историю родного края, и не только по книжкам. Регулярно они совершают экспедиции (раньше это называлось походами или вылазками на природу). Выезжают в район Вегаруса или Лоймолы, отдыхают, рыбачат. Но главное – работают в окрестностях с металлоискателем (приобретенным по его просьбе руководством школы) и обнаруживают уникальные предметы, в том числе и быта. Но чаще, конечно – свидетельства войны минувшей: саперные лопатки, солдатские ложки, детали обмундирования.
Кроме того, участники кружка изготавливают своими руками традиционные предметы быта карелов. Со своими работами они неоднократно участвовали в различных республиканских конкурсах и олимпиадах, где регулярно становились победителями и занимали призовые места. Не раз воспитанники Вячеслава Леонидовича блистали и на всероссийских форумах.
Особо благодатным в этом смысле стал 2008 год: его воспитанники (НАДО УЗНАТЬ, КТО) были первыми на двух очень представительных конкурсах в Москве и благодаря этому попали в сборную России, выступавшую на первенстве Европы в Дании. Впечатления от той поездки остались очень яркие!
В последние годы кружок этот существует на общественных началах и стал не столь многочисленным, как раньше, но его воспитанники по-прежнему выезжают со своими работами в республику и по-прежнему побеждают на олимпиадах и в конкурсах.
«Из парней пытаются растить белоручек»
Не могла не спросить у своего собеседника, изменились ли за эти 20 лет его учительства пацаны, не пропал ли у них интерес к этому предмету, по-прежнему ли они с готовностью осваивают слесарные и токарные станки, возятся с деревянными и металлическими заготовками, радуются своим первым успехам?
«Интерес не пропал, нравится ребятам технология. Да вот только последние годы из них пытаются сделать белоручек, – с досадой замечает Вячеслав Леонидович. – Ну разве это дело – в пятом-шестом классе еще по два урока технологии в неделю, а в 7-8-м – только один? А в выпускных классах технологии нет вообще! Чему можно научить пацана за один урок в неделю?»
Но долго досадовать и сокрушаться времени нет. Перемена, отведенная для нашего разговора, заканчивается, и в дверь настойчиво стучатся (вернее – изо всех сил барабанят) мальчишки. Опасаясь за сохранность школьного имущества, я прошу своего собеседника впустить уже эту шумную ватагу в кабинет, и он тут же наполняется гомоном.
Ребята деловито облачаются в рабочие фартуки, подходят с расспросами к педагогу. Он им что-то объясняет, а я, понимая, что мое время истекло, тихо покидаю эту «мужскую территорию», где заслуженный учитель вновь и вновь будет делать все возможное, чтобы наши парни не выросли белоручками…
Людмила ТИМОЕВА.
P. S. Признаюсь, у меня к этой встрече был свой интерес: когда-то у В. Л. Истоминского учился мой старший сын. И для меня изготовленная им скалка, с гордостью принесенная домой, казалась каким-то маленьким чудом. Теперь, 14 лет спустя, Вячеслав Леонидович учит моего младшего сына. И вновь принесенные им скалка и толкушка, подсвечник и пасхальное яйцо вызывают те же чувства удивления и гордости. Давно хотелось побывать в этих школьных мастерских, где Учитель с большой буквы находит очень правильные слова, умеет выказать уважение и доходчиво объяснить взрослеющим мальчишкам какие-то важные вещи, что не всегда получается даже у родителей, особенно у мам…
На снимках: «Заслуженный учитель Российской Федерации» Вячеслав Леонидович Истоминский на своем рабочем месте; моя самая дорогая коллекция предметов быта, изготовленная сыновьями (кстати, экспонаты вполне рабочие).
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Вы получите доступ к сервису, предоставляемому внешними поставщиками https://gazeta-sv.ru/
Комментарии