Семьдесят добрых дел к 70-летию Победы
Музей Боевой Славы, перевезенный из гореленковской школы, располагается в Суоярвской средней в здании интерната, на втором этаже в небольшом прохладном помещении.
Как рассказывает его нынешний руководитель Н. В. Ларионова, в настоящее время ведется исследовательская работа, изучение того, что было собрано энтузиастами Суоярвской основной школы в течение тридцати лет, продолжается переписка с ветеранами, чьи судьбы война накрепко связала с нашим краем.
Весточки с фронта - свидетели войны
Одно из главных направлений деятельности - прочтение фронтовых писем, которые дают возможность из XXI века увидеть Великую Отечественную глазами непосредственных ее участников, сердцем почувствовать то, что переживали они, постоянно находясь на грани жизни и смерти. Письма - не воспоминания, сделанные спустя время, они передают точную информацию: что в конкретное время конкретный человек чувствовал, как воспринимал события, происходившие на его глазах, участником которых он был.
- Письма ветеранов, - рассказывает Наталья Валерьевна, - перечитываем, сканируем, оцифровываем. Почти все уже трудно разобрать. Но они свидетели истории и очень важны для подрастающего поколения.
Некоторые жители Суоярви приносят в музей сохранившуюся у них переписку с родными, участвовавшими в Великой Отечественной войне. Например, Т. Р. Гуменюк передала письма деда с 1941 года и до того момента пока он не пропал без вести.
Недавно в школу доставили письмо, отправленное из Харькова в Суоярвский район 4 декабря 2004 года. В населенный пункт, которого давно уже нет на карте, но там в свое время проходили жестокие бои. Анатолий Францевич Наркелюк, восемнадцатилетним юношей воевавший на нашей земле в составе 310-ой Стрелковой дивизии, делясь воспоминаниями, пишет и о том, что ему до сих пор снятся наши карельские пейзажи. «Памятно озеро Салонъярви и тем, что там к нам приехали артисты, и мы расположились на его высоком берегу. Но тут налетели несколько финских самолетов и стали нас бомбить. С обидой мы начали всем оружием стрелять по ним. Тем больше выдали себя». К письму приложена новогодняя открытка и ксерокопия фотоснимка молодого воина, нынешнего ветерана.
Уникальные и другие экспонаты
Объединенные вокруг музея учителя и ученики продолжают переписку с ветеранами и их родственниками. Недавно отправили письмо Н. Н. Бубнову. Несколько раз он приезжал в наш город, бывал в гореленковской школе. Его отец Бубнов Николай Иванович, не вернувшийся с Великой Отечественной, похоронен на военном кладбище в Суоярви. Музею его сын подарил альбом, сделанный ветеранами 368-й Стрелковой дивизии. Только еще в одной школе Карелии есть подобный экспонат.
Имеется в музее и еще один уникальный альбом, которого нет ни в одном школьном музее республики. По словам Н. В. Ларионовой, даже директор Национального музея Карелии М. Л. Гольденберг удивился, увидев его. В этом агитационном альбоме лейтенант Орлов, служивший при Доме Красной Армии, собрал фотографии о действиях 32-й армии на всем участке ее дислокации. Альбом «ходил» по фронту, солдаты его смотрели и передавали дальше. Снимки и подписи под ними сделаны во время войны.
- В нем уникальные фотографии, - рассказывает Н. В. Ларионова, - о жизни солдат в минуты затишья между боями, о том, что творили белофинны с советскими пленными, что происходило в финских концентрационных лагерях на территории Карелии. Хотя и утверждают сейчас, что жизнь в них по сравнению с немецкими была более или менее приемлемой, на самом деле зверства тоже хватало.
Хозяйка музея показала мне книгу, выпущенную в 1945 году. В ней собраны акты, письма – реальные документы, подтверждающие то, что творили финны на оккупированной ими территории Карелии.
- Когда мы с детьми читали воспоминания малолетних узников этих лагерей, - продолжает Наталья Валерьевна, - а они были ровесниками им, у девчонок и мальчишек слезы на глазах появлялись. Они говорили, что, наверное, не пережили бы такого.
Есть среди редких экспонатов карта боев на суоярвской земле. Сделал ее специально для музея Боевой Славы гореленковской школы подполковник в отставке Зеленин С. М., автор книги «Незабываемая земля суоярвская». Много трофеев: отстрелянных гильз, снарядов, солдатских касок, найденных юными поисковиками под руководством основателя музея Спиридонова А. А., тоже хранится здесь. Участник боев на Невском пятачке Тукачев С. И. подарил осколок снаряда с той земли. Там на один квадратный метр приходилось порядка 10-15 килограммов железа.
Хранится в музее Грамота о присвоении звания Героя СССР Ф. Д. Гореленко. Вначале его супруга, переписываясь со школьниками, прислала ее фотокопию. Потом уже дочь передала в дар музею оригинал.
Опечалена Наталья Валерьевна тем, что могила героя на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге, как она узнала из Интернета, находится в запущенном состоянии, никто за ней не ухаживает.
Многие экспонаты еще только изучаются. Просматривает его хранительница фотоальбомы, чтобы уточнить, каким был музей при Спиридонове А. А., Гартвич К. П., по ним старается восстановить экспозиции. Помогают ей в этом учителя, работавшие в гореленковской школе, С. И. Павлова, Н. С. Попова, И. А. Василина, дети, которые перешли в Суоярвскую среднюю школу из основной. Есть интерес к музею у преподавателя истории Т. А. Поповой. В ее классе учится правнук Спиридонова А. А. Он готовит сейчас исследовательскую работу о своем прадеде.
Музей как связь времен
В школе проводятся музейные уроки. Недавно в 3 классе прошел урок по фронтовым письмам. Дети учились складывать «треугольнички» и писали солдатам Великой Отечественной. Вот что мы с Натальей Валерьевной прочитали в двух таких посланиях:
«Дорогой солдат, спасибо за отвагу на войне. Спасибо».
«Ветерану в прошлое. Дорогой ветеран! Большое спасибо за освобождение города Суоярви. Благодаря Вам, мы избавились от фашизма. Благодаря Вам, мы не рабы и не страдаем от голода. Спасибо Вам за это».
- Говорят, музейные экспонаты нельзя трогать руками. Однако я за то, чтобы некоторые можно было давать ребятам, - говорит Н. В. Ларионова. – Письма, конечно, они смотрят через файл. Но когда надевают каску, то понимают, как непросто было воину носить ее, особенно во время боев, которые продолжались порой не одни сутки. Вот фотография: солдат, казалось бы, легко поднимает снаряд и заряжает артиллерийское орудие. У нас есть такой же. Я даю возможность мальчишкам поднять его, чтобы они ощутили, что война – не игра, а тяжелый страшный труд. Я за то, чтобы экспонаты работали, из-за стекла витрины они воспринимаются по-другому.
Перед уроком «Блокадный трамвайчик» в 3 классе Наталья Валерьевна зашла в школьную столовую и попросила, чтобы ей отрезали 125 граммов черного хлеба. Именно столько давали детям на день в осажденном Ленинграде. Правда, состав хлеба был другим – в него входили мука, отруби, столярный клей… Блокадница Х. А. Логинова, проживающая в Вешкелице, дала музею на время свой дневник. Записи вела она в течение 20 лет. Читали его как книгу. В патриотическом воспитании учащихся использует педагог слайд-шоу, песни, мультфильмы, все, что может тронуть сердце ребенка и оставить след в его душе.
На уроках ИЗО мальчики и девочки рисуют войну, приносят свои творения в музей. Ко Дню Победы из них будет сделана экспозиция «Война глазами детей». В это дело существенную лепту вносят учителя Л. Б. Сажиенко и И. М. Юрчик. Планируется выпуск сборника стихов о войне, написанных учащимися школы.
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Музей «Кижи» проводит конкурс «Полевая почта -2015». Участвуют в нем и учащиеся Суоярвской средней школы. Это необычный конкурс экспозиционного творчества детей и взрослых, дающий возможность в музейно-выставочной форме продемонстрировать нашу память о войне, почтение к тем, кто одержал победу в жесточайшей битве ХХ века. Победители могут рассчитывать на диплом и бесплатную поездку на остров.
За весенние каникулы вместе со старшеклассниками планирует Н. В. Ларионова подготовить экспозицию «Семейные реликвии». Делают с активистами виртуальный музей на сайте школы. Внедряют в жизнь проект «Музей в чемодане». Суть его в том, что определенные экспонаты музея складывают в старый сидр и с ним выходят в начальные классы (в музейной комнате всех не разместить) с рассказом о войне. Недавно руководство «Родничка» обратилось с просьбой, чтобы в апреле их детский сад посетили. Значит, надо разработать адаптационную экскурсию для малышей, чтобы беседовать с ними на их уровне. Несколько родителей, чьи дети обучаются на дому, тоже высказали такое пожелание. Накануне 70-летия Великой Победы планируют посетить с музейными экспонатами ветеранов войны, которые по состоянию здоровья не могут прийти в школу.
Все мероприятия по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, проводимые в Суоярвской средней школе в этом учебном году, объединяет один крупный проект «70 добрых дел к 70-летию Победы». Руководит им заместитель директора по воспитательной части О. М. Замореняк. Музей Боевой Славы является, как я поняла, базовой составной частью и данного проекта, и в целом патриотического воспитания учащихся. Он уже сейчас, судя по его работе и планам, делает шаги, чтобы от уровня школьного перейти к статусу общественного, городского. А для этого одного энтузиазма его руководителя, директора, педагогов и учащихся школы недостаточно. Требуются спонсоры. А, может быть, и специальная муниципальная программа.
Светлана ПУШКИНА.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Вы получите доступ к сервису, предоставляемому внешними поставщиками https://gazeta-sv.ru/
Комментарии