«Не дамские ручки у нас были…»
Девятнадцатилетней девчушкой забросила ее судьба в Суоярви, и тогда же началось служение дороге, продолжавшееся ровно 35 лет и завершившееся торжественными проводами ветерана Суоярвского дорожного ремонтно-строительного управления, Почетного дорожника России Натальи Владимировны Живовой на заслуженный отдых.
Первый вопрос, который задаю Наталье Владимировне – почему именно дорога, тяжелый физический труд? На рубеже 50-60 годов город бурно развивался, работники требовались в самые разные отрасли.
– Образования у меня было – 3 класса деревенской школы на Витебщине, ведь я родом из Беларуси. Когда началась война, мне шел второй год. Отец был на фроне, а мы с мамой прожили до освобождения в оккупации, под немцем. Голодали отчаянно, после войны была слишком слаба здоровьем, учеба не давалась, и из школы меня родители забрали. Семья к тому времени стала больше: после возвращения отца с войны родились еще сестренка и братишка. Родители трудились в колхозе, мне, десятилетней, было доверено домашнее хозяйство. Кроме того, подменяла маму на колхозных работах, а когда подросла и окрепла, сама пошла в колхоз. Так что физической работы не боялась, привычная была к ней. Хотя потом не один раз приглашали на картонную фабрику, но уже прикипела к своему месту, к коллективу, да и «летуны», бегающие с предприятия на предприятие, были тогда не в чести.
– И все же труд дорожного рабочего – не просто физический, но очень тяжелый, не женский, к тому же в любую погоду приходится находиться на улице.
– Когда я пришла в ДРСУ, нас было пятеро дорожных рабочих, и все – женщины разных возрастов. Я – самая молодая. Конечно, было тяжело. Например, мы вручную, лопатами нагружали песком машины для подсыпки полотна зимой, ремонта дорог с весны до зимы. Зачастую передохнуть было некогда, машины в очередь под погрузку стояли. Столько за смену лопат перекидаешь, руки к вечеру отваливаются. Поначалу мозоли натирала кровавые, но потом ладони огрубели, ничего не чувствовали. Не дамские ручки у нас были, это точно. Случалось, и дороги с машины вручную посыпали.
В сезон вырубали кустарник, чистили водоотводные трубы, мосты, в ремонте которых участвовали наравне с мужчинами. Обслуживали не только городские дороги, но по большей части за городом. Утром машиной отвозили нас на определенный участок в сторону Пийтсиеки или Хаутаваара и вечером забирали обратно.
В теплое время костерок разведешь, чайку попьешь, хотя гнус доставал, конечно. А зимой деться с дороги было некуда. Закончишь работу и сидишь на снегу, ждешь транспорт. Термоса не сразу появились, чтобы можно было хоть горячего попить – всухомятку перекусывали. Иной раз и еда успеет подмерзнуть до перерыва. А по возвращении домашние дела ждут. Рабочий день начинался рано, и надо было успеть дочь в детский сад отвести, вечером вовремя забрать. Когда в школу пошла, она уже самостоятельной у меня была, а душа все равно целый день не на месте: как-то она там одна дома, поела ли, сделала ли уроки…
Техника у предприятия уже в начале 60-х годов была, но не такая, как теперь, и не так много. Так что немало приходилось делать вручную именно дорожным рабочим. Но и позднее дел хватало. Начальство всегда серьезный спрос за качество учиняло, ну и мы старались не подводить. И вот что удивительно: техника порой ломалась, а люди выдерживали.
Когда начали переходить с грунтового на твердое покрытие, меня отправили на укладку асфальта. Горячую массу разравнивали лопатами. Можно сказать, в горячем цеху трудилась. Зато как приятно было знать, что удобная, ровная дорога, по которой так хорошо ходить и ездить, – результат и твоего труда. Гордилась, не без этого. Вот так незаметно жизнь на дороге и прошла.
Все мы на жизненном пути что-то теряем, что-то приобретаем. Наталья Владимировна за три с половиной десятилетия тяжелого труда оставила на дороге не только молодость, но и здоровье. Хотя, – признается, – пока работала, вроде и не болела, а вышла на пенсию, и полезли болячки – те, что называются профессиональными. А приобрела почет и уважение за добросовестный труд и верность делу, родному предприятию, отрасли в целом. Недаром же ей, простой дорожной рабочей, было присвоено звание Почетного дорожника России, равное по значимости в других отраслях званию Заслуженного работника.
Она выходила на пенсию в 1994 году – непростое было время. И потом Суоярвское ДРСУ переживало разные периоды. Но и когда экономическая ситуация была сложной, здесь не забывали своих ветеранов. Вот и Наталья Владимировна вспоминает, как поддержал ее коллектив после перенесенного шесть лет назад инсульта:
– Деньги мне тогда выделили немалые, смогла на них дорогие лекарства купить, иначе, наверное, не вернулась бы к жизни. – И тут же добавляет: – Но я стараюсь о помощи не просить. Никого. Привыкла на себя полагаться. Вот и с домашними делами, несмотря на инвалидность, как могу, сама справляюсь, даже по воду хожу. Правда, когда гололед, соседи выручают. Они у меня хорошие.
В ее небольшой квартирке, полученной в свое время от предприятия, сделан ремонт, царят чистота и порядок. Подметив, что оглядываюсь с некоторым недоверием (как может поддерживать их одинокий, тяжелобольной человек), Наталья Владимировна с гордостью признается:
– Да я еще сама и в дорогу собраться могу. Вот соседка уже и билет на поезд купила – поеду в Костомукшу. Там у меня дочь, внуки, правнук. Пока ноги держат, надо жить, на правнучка полюбоваться, внуками погордиться.
А воспоминания?
–Какие особые воспоминания могут быть у простой рабочей, которую и не замечали на дороге? Неприметным был наш труд, но нужным, потому что как жить без дорог?
Беседовала Наталия НИКОЛАЕВА.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Вы получите доступ к сервису, предоставляемому внешними поставщиками https://gazeta-sv.ru/
Комментарии