«У нее можно учиться всю жизнь»
Мы продолжаем серию публикаций о земляках, которым за достижения в профессии присвоены звания Заслуженных, Почетных, Народных работников отрасли. Сегодня наша гостья - заслуженный учитель Карелии, математик Кайпинской основной школы Алла Владимировна Богданович.
Мир чисел, физических явлений, вычислительной техники, искусственного интеллекта по мере взросления завораживал и притягивал ее все более глубоко и властно. И к моменту окончания родной Чалнинской средней школы Алла уже имела четкое представление о своей будущей профессии: она будет программистом. А местом работы непременно станет экспериментальная лаборатория, конструкторское бюро или большой современный промышленный гигант.
Вместо КБ – к школьной доске
Первым шагом на пути реализации главной жизненной задачи, поставленной перед собой выпускницей, стало успешное поступление на отделение «математика» физико-математического факультета Петрозаводского государственного университета. Годы яркой студенческой жизни пролетели незаметно. И вот он, долгожданный, трепетный момент распределения на работу новоиспеченных специалистов… не оставивший камня на камне от ее мечты.
- Я была в числе наиболее успешных студентов, в списке на распределение шла седьмой, то есть возможность выбора имелась. Но когда очередь до меня дошла, оказалось, что этот выбор не выходит за рамки общеобразовательных школ, куда срочно требовались учителя математики и физики. И я выбрала по своему убеждению один из лучших вариантов - Вешкельскую среднюю школу.
Чтобы оценить состояние, в каком прибыла к месту своей первой работы, следует понимать, что университет – высшее академическое учебное заведение и знания дает академические. За пять лет учебы методику преподавания математики изучала всего один семестр и одну четверть проходила педагогическую практику в школе. Правда, во время практики выяснилось, что учить – интересно, с детьми общий язык находить тоже нетрудно, а их непосредственность, увлеченность (мне тогда доверили шестиклассников) радуют, приносят удовлетворение. Но тогда я рассматривала свое пребывание в школе, как временный эпизод в процессе обучения, лично к моей будущей жизни отношения не имеющий. Оказалось, зря…
В Вешкелице ее определили на постой к Н. Н. Клементьевой. Так получилось, что обе - одна в качестве директора, другая учителя - делали первые шаги и, естественно, вся жизнь, общение и на работе, и дома были подчинены одному – школе и ее проблемам. Тот год Алла Владимировна Богданович считает своей первой и незабываемой школой профессионального мастерства.
-Воспитательная, образовательная урочная и внеурочная работа, кружковая деятельность по предметам, а ведь ко всему еще и готовиться надо. Жизнь неслась в таком ритме – оглянуться и дух перевести было некогда. И это было здорово! За год поняла главное - я могу и хочу работать в школе, учить детей.
К сожалению, в Вешкелицу Алла Владимировна была направлена лишь на год замещения основного педагога. Следующий учебный год она начинала уже в Вегарусской основной школе. На целых двадцать лет ее жизнь и профессиональная деятельность оказались связаны с этим небольшим поселком лесозаготовителей.
За эти годы сотни местных ребятишек обучила Алла Владимировна азам математики, физики, информатики. Кто-то из них сам впоследствии стал педагогом, кто- то выбрал чистую науку, кто-то связал свою жизнь с профессией, в которой не обойтись без хорошей прочной базы знания точных наук, заложенной сельской учительницей в глухой карельской глубинке. А кому-то ни математика, ни физика с информатикой не пригодились и совсем. Но она и мысли никогда не допускала, что ее выпускник может проигрывать в подготовке своему ровеснику, окончившему городскую школу.
Научить каждого по его способностям
- В общем-то, это было негласной установкой всего педагогического коллектива, - вспоминает Алла Владимировна.- Он был небольшим, но очень творческим, дружным. Мы постоянно учились, используя все доступные формы. Причем нередко раньше, чем на них обращали внимание коллеги из других школ района.
Я по природе своей – экспериментатор, все новое хочется опробовать, использовать и получить результат. Но! Экспериментируем – то на детях!Поэтому каждое новшество тщательно препарирую, просчитываю последствия и конечный результат, ввожу осторожно, применительно к конкретным ученикам, с которыми предстоит его осваивать.
Так было тридцать лет назад, ничего не изменилось и сегодня. Конечно, не всегда удавалось получить именно тот результат, к которому стремишься. Но это тоже опыт, позволяющий шагать дальше.
-Алла Владимировна, бытует мнение, что в классе с небольшим количеством учащихся легче добиться высоких результатов обучения. Вы, проработав столько лет в маленькой школе, разделяете такую точку зрения?
- Только в той части, что здесь учитель имеет возможность больше внимания уделить каждому ученику во время урока. Но разве только от этого зависит успешное освоение материала?
-Вы имеете в виду, что одни из нас рождаются «физиками», а другие «лириками»?
-А кто-то со специфическими особенностями здоровья. И каждого надо научить. Каждому дать тот максимум знаний твоего предмета, который лично он способен усвоить, но при этом обязательно в рамках требований государственного стандарта. И для учителя, если он работает по призванию, не имеет значения, сколько придется потратить на это времени, труда, собственного здоровья.
Случался такой подбор класса, когда выдать высокий процент успеваемости было невозможно объективно, и формальный результат твоего труда – количество отличников и хорошистов оценивался невысоко. Но личное удовлетворение было огромным: ты-то знал, какую работу проделал вместе со слабыми учениками, чтобы у каждого из них вышла твердая тройка. Такая тройка для учителя дороже отличной и хорошей оценки способного ребенка. Так что дело не в количестве учащихся, а в качестве работы с ними, умении найти подход к каждому и той форме подачи материала, которая будет ему интересна и по силам.
Вот вы до этого спросили, не высвобождается ли по мере накопления опыта работы время, затрачиваемое на подготовку к урокам. Кажется, частично на него ответила. За все годы работы не было у меня двух одинаковых уроков. Как-то ученики прошлых лет, заглянув в школу и посидев на уроке, с удивлением заметили, что тот же материал сегодняшним ученикам я давала совсем иначе, чем им. Но ведь и время, и требования другие, а главное – другие дети, требующие совсем иного подхода и форм подачи материала. Убеждена, если учитель считает, что он уже всего достиг в преподавании своего предмета, он в профессии выгорел.
Учитель не только обучает, но участвует в жизни своего ученика
-Мы с Вами говорим об образовательной составляющей школьной педагогики, и я вижу перед собой фанатично, трепетно влюбленного в свои предметы - математику, физику, информатику - Учителя. Но Вы всегда находились и продолжаете находиться в центре внеклассной работы, воспитательной, что тоже требует большой самоотдачи и времени.
Знаю от ваших прежних и нынешних коллег, что Вы являетесь генератором всевозможных идей, творческих дел, в которые успешно вовлекаете и педагогический коллектив, и учащихся, а когда работали в Вегарусе, то и родителей. Там Вы знали все о семьях своих учеников, в каких условиях они живут, какие методы воспитания применяют к ним в семье, как выстраиваются взаимоотношения межу родителями и детьми. И поэтому всегда безошибочно находили путь к сердцу каждого ученика и пользовались абсолютным доверием ребят.
- А как можно учить, не воспитывая? Конечно, преподаватели гуманитарных дисциплин через свои уроки непосредственно влияют на развитие личности учеников, формирование нравственных ценностей. Но и обучая математике, химии, физике, другим предметам естественного цикла, мы тоже участвуем в их жизни. Кроме того, у меня практически не было периодов без классного руководства.
Никогда не считала, что есть взрослые, а есть детские проблемы. Первые – серьезные, важные, вторые – наивные, пустячные, быстро забывающиеся. Детский мир также сложен, противоречив. Все, что происходит в жизни ребенка, не менее важно для него, чем происходящее в жизни взрослого человека. И когда дети видят, что ты это понимаешь и принимаешь, открываются навстречу.
- В середине 90-х мне довелось побывать в Вегарусской школе. Это был очень интересный момент в ее жизни: появились два компьютера, причем один был «подраненным», «бэушным», и все до единого - учителя и учащиеся - с Вашей помощью овладевали компьютерной грамотой. На тот момент даже в городских школах этого еще не было.
-Да, это было удивительное время. Сначала училась сама методом «тыка» и делилась с коллегами. Потом удалось попасть на курсы и стала обучать ребят составлять простенькие программы. Увлечение оказалось повальным, всем не хватало ни места за компьютерами, ни времени для занятий. А вскоре учителя начали уже применять новые технологии на уроках. Это открыло такие неисчерпаемые возможности, вызвало такой творческий всплеск!
-Вот тогда Вам и было присвоено звание Заслуженного учителя Карелии?
- Как-то удивительно все получилось. Время было сложным, непонятным, казалось, никому ни до кого дела нет, а Министерство образования учредило конкурс на лучшего учителя года. На третьем из них я неожиданно для себя оказалась победителем районного этапа, а потом – среди лучших на республиканском.
После этого еще несколько лет жизнь в нашей маленькой школе била ключом, она стала центром жизни поселка, который начал приходить в упадок, терял своих жителей, а когда в конце концов почти все семьи с детьми выехали, школу закрыли.
Многие из оставшихся без работы учителей нашли ее в городских учреждениях. А.В. Богданович - в Кайпинской основной школе.
Сегодня трудовой стаж Аллы Владимировны насчитывает 32 года. Хотя, наверное, в ее случае так говорить неправильно. Для нее это не работа – жизнь. В нашей беседе я вспомнила услышанные когда-то от старой учительницы слова: «Учительство – это сладкая каторга», и озвучила их своей собеседнице. -Так и есть, согласилась она.- Наша работа забирает тебя всего, порабощает полностью. Но и сколько радости, удовлетворения приносит. И сохраняет душу молодой, живой, активной. Ведь ты постоянно живешь среди юных, наполненных дерзкими, мечтами, чистыми помыслами, творческими планами, уверенных в себе. А это заразительно. И хотя приходится уже задумываться о сокращении нагрузки, представить себя совсем вне школы не могу.
Впрочем, этого не могут и ее коллеги. Потому что (привожу их слова без купюр, как они прозвучали) « Алла Владимировна - удивительно жизнерадостный человек, никогда не видели ее в плохом настроении. Человек тонкого доброго юмора, редкой душевной щедрости. Буквально фонтанирует идеями, причем каждую непременно реализует, доводя до конечного результата. Способна расшевелить, увлечь и вовлечь в творческую работу и педагогический коллектив, и детей. Она постоянно учится, не упуская ни одной возможности, участвует во всех методических объединениях. Никогда не отказывается от открытых уроков, готова оказать любую помощь. Каждый рядовой урок строит настолько необычно, интересно, с применением самых современных технологий, что пролетают они, как одна минута. У нее можно учиться мастерству всю жизнь. Находиться рядом с ней, общаться, работать вместе – большая удача».
Беседовала Наталия НИКОЛАЕВА
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Вы получите доступ к сервису, предоставляемому внешними поставщиками https://gazeta-sv.ru/
Комментарии